История Японии, Воюющие провинции: Икко-Икки- Религиозное движение

В политическом хаосе страны участвовали в не малой степени и буддисты. Да, те самые монахи, от которых в свое время император Камму сбежал в новую столицу – Хэйан, или просто – столичный город – Киото. Те самые монахи, которые занимались ростовщичеством по всей стране, зарабатывая деньги. Были у них и армии, и желание поучаствовать в общем движе. И они таки оказывали немалое влияние на политической ситуацию в стране.

Икко-Икки – серия вооруженных выступлений, восстаний, войн, которые вели последователи истинной школы Чистой земли – Дзёдо синсю, или также именовавшейся Икко-сю. Это главная бригада суетологов среди буддистов, которые вели свою бурную деятельность со второй половины 15 века почти до конца 16 века. К этой школе по всей Японии принадлежали представители различных социальных слоев: крестьяне, ремесленники, торговцы, воины.

Рост популярности школы Дзёдо синсю был связан с храмом Хонгандзи – храм великого обета – и его восьмым настоятелем – Рэниё. Вообще, изначально эта школа появилась из Китайской школы чистой земли - Цзинту, и выделилась из другой школы – Дзёдо-сю – получив при этом приставку син – истинный. Главное отличие выделившийся истинной школы от изначальной заключается в том, что в школе Дзёдо-сю утверждается, что добрые деяния помогут адепту достичь Чистой Земли. В отличие от этого в школе Дзёдо-синсю говорится, что достаточна крепкая вера, а такими пустяками, как добрые деяния можно не заниматься. Как можно понять, истинная школа и получила наибольшее распространение из этих двух, по крайней мере.

Основал эту школу Синран. Ну как основал, он вовремя ушел из монастыря школы Дзёдо-сю, разочаровавшись в ней, но при этом продолжил учится у основателя школы Дзёдо-сю, который сам не обитал в монастыре своей школы. Совместными усилиями, они доработались до ссылки… ну в общем после смерти Синрана его родственники и ученики основали его школу, собственно истинную школу чистой земли. А храм Хонгандзи был построен в 1321 году на могиле Синрана.

Дак вот, Восьмой настоятель храма великого обета Рэниё так успешно излагал адептам школы идеи основателя, при чем делал это простым и понятным всем языком, что при нем школа достаточно усилилась. Достаточно, чтобы в 1465 году монахи-воины школы тэндай напали на храм, разрушили его и вынудили Рэниё сбежать. Ну, просто прирастала школа как правило воинственными самураями и крестьянами, собирая их в армию, называемую Икко-Икки. И это школа Тэндай восприняла уже как угрозу для себя, разрушив этот храм.

Рэниё просто основал новый храм, в другом месте и более укрепленный, но он продолжил распространять свое учение, в первую очередь среди крестьян. Он имел много последователей в центральных провинциях страны. Его армию – Икко-икки – нередко использовали в своих целях стороны политических конфликтов, так в 1474 году сюго провинции Кага стал Тогаси Масатика, победивший икко-икки своего брата. Однако уже в 1488 году он был свергнут и убит после восстания этих-же адептов школы, которые уже на сто лет установили господство школы чистой земли в провинции Кага. Ну, восстание то подняли крестьяне, их было там, говорят, около 200 тыс. человек, участвовавших в этом мероприятии. И провинция считалась крестьянской после этого. Хотя руководили в ней, реально, представители Икко-икки.

Расширяли они свои владения и на другие провинции, вторгаясь туда, и пытаясь закрепиться. Так, в провинции Этидзэн, где располагались владения дома Асакура, они закрепиться не сумели. А вот в провинции Микава они заняли прочные позиции. На начальном этапе своей деятельности одним из основных их инструментов были крестьянские восстания, которые они провоцировали. Однако, со временем социальный состав движения становился все более разнообразным, в частности активную роль в этом движении начинали играть Самураи.

Следствием этого стала милитаризация секты, наращивание ее военной мощи и превращение фактически в сильное феодальное войско. Где-то в этот момент идеи социального равенства были заменены идеями религиозной нетерпимости. Теперь они могли включиться в войну против другого течения только из-за влияния в городе. В 1532 году силы Школы лотоса разрушили храм Икко-сю, настоятель бежал оттуда в Осака, где отстроили новый храм. В 1536 году произошло сражение, уже в Киото, в котором участвовали силы буддийских школ, дрались они между собой, естественно. Столица вновь была сожжена в ходе этих разборок, так как противоположные стороны сжигали храмы неприятелей. Не сидели сложа руки и наши Икко-Икки, нападая на храмы других школ и разоряя их.

Сама ситуация в стране – ширившиеся феодальные междоусобицы, постоянные притязания со стороны феодалов и чиновников – все это заставляло крестьян искать защиты у религиозных организаций, включаясь тем самым в религиозные войны. Но занимались они не только разборками с другими кланами. Сопротивлялись они и попыткам обложить их храмы нологами. И это логично, они то считали себя вполне независимыми феодальными правителями, а тут какие-то попытки что-то объединить, подчинить их, да еще и нологи с них содрать… безобразие. Вооруженным образом сопротивлялись они этому, естественно, а предпринимал такие попытки Токугава Ияэсу, которому очень неспокойно было на душе от того, как много денег он теряет, не облагая нологами храмы. По привычке, они подняли крестьянское восстание против Токугавы и налогов, которыми он облагал крестьян. А поддержали это восстание уже сторонники секты Икко-Икки.

Несмотря на то, что в 1564 году Токугава в битве при Адзукидзаке одержал победу над этим религиозным воинством, до их усмирения было еще далеко, и привести их в чувство смог только Ода Нобунага. Они достаточно сильно мешали его завоевательным компаниям, и он решил расправиться с ними. Для этого ему пришлось 10 лет непрерывно осаждать храмы Икко-Икки. В одном храме без затей было сожжено 20 000 защитников, вместе с храмом. В других местах он щадил защитников крепостей и храмов, но непременно сжигал все постройки, укрепления. Только после такого серьезного удара Икко-Икки перестали играть сколько-ни будь значимую роль в стране.

Но помимо агрессивных религиозных сект были у крестьян и свои формы протеста. Он носил также религиозный характер, в основе его было синтоистское убеждение, что человек, находясь на территории обитания божества-покровителя был под его защитой. Обитали божества в лесах, горах, пещерах, и даже на морских побережьях. Эти места считались надежным убежищем для недовольных крестьян, где они находились бы под защитой духов-покровителей. И туда не могли ступать ни вооруженные отряды князей, ни чиновники. Это был коллективный побег, и бежали всей деревней, а чтобы феодал знал, куда его войска не должны ступать, крестьяне всей деревней писали феодалу петицию. Там они перечисляли свои требования, а также не редко писали куда они уходили. Это легализовали действия крестьян, и не редко их требования удовлетворялись.

В конце 16 века сложились сразу несколько факторов. Во-первых, объединение страны дало гарантию относительно стабильного существования крестьян и их хозяйств. Междоусобицы прекратились, а землепользование было упорядоченно. Это укрепило мелкое крестьянское хозяйство. Посредники при сборе ренты были устранены, а сама рента – упорядочена. Хотя ее размер был высоким – 2/3 урожая, у крестьян оставались излишки. Во-вторых, за малейшие сопротивления было жесточайшее наказание. Даже за недовольством следовал ответ, а карательные компании проводились непрерывно. Это все привело к тому, что база, как для крестьянских побегов, так и для восстаний под предводительством религиозных организаций исчезла.

;