История периода Нара

Путь к Нара

Период Асука был для Японии периодом формирования государства. Централизованного государства, из того родоплеменного образования, каким была старая Япония. Правители Японии в древности были лишь представителями одного из родов, который – род в смысле – объединил вокруг себя все – и к периоду Асука правитель Японии стал уже чем-то большим, чем просто родоплеменной князь, именно в период Асука появляется формула современного названия «император». И именно в тот период появляется необходимость сформировать образующееся государство по примеру Китайского государства.

При этом Японцы давно знали Китайцев, но Китайская модель плохо налазила на родоплеменное общество старой Японии, теперь же Японцы могли в полной мере оценить весь многовековой опыт Китайской государственности. Заодно они перенимали у Китайцев и религию, и письменность. Но от модели родоплеменного общества они до конца так и не ушли, несмотря на то что это было уже полноценное централизованное государство.

По Китайскому образцу формировалось и чиновничество, которому нужна была столица. В период Асука одной централизованной столицы еще не было, а императоры строили свои дворцы в долине реки Асука, где и обитали, в честь этой реки и был назван период. Огромная доля функций управления лежала на родах. Проводимые реформы все сильнее предполагали создание чиновничества, зависимого больше от императора, чем от своего рода.

При этом столица не сразу образовалась в города Нара, до этого «репетицией» такого централизованного управления из одного места стало правление нескольких императоров конца 7 века из столицы Фудзивара, где построили специально для этого дворец. Находилась она, естественно, на той же столичной равнине, где и все первые столицы. Не до конца понятно, почему ее оставили, есть мнение, что это связано с ритуалами из-за неурожаев или иных бедствий. И именно по нахождению столицы в городе Нара, построенном специально для этого, и назвали этот период.

Нара, была спроектирована по тогдашним китайским стандартам. Её прототипом стала столица китайской империи Тан. Нара представляла собой большой четырёхугольник, поделённый на правую и левую «столицы». Город также был разделён на десятки малых районов. В северной части столицы были сконцентрированы правительственные здания, там находился императорский дворец. От него простиралась центральная магистраль города — «улица Красного феникса», которая доходила до главных ворот города на юге. Население Нары составляло около 200 тысяч, среди которых 10 тысяч были заняты на чиновничьей службе.

Законы Нара

Однако связано с этим периодом и еще кое-что. В реформах 7 рождалось не только чиновничество, но и законы как таковые. Только так можно было создать централизованное государство, в котором еще не отмерло его родоплеменное начало. И период, со второй половины 7 века – конца периода Асука, по середину периода Хэйан, в Японии также называют периодом государства, опирающегося на законы - Рицуре Кокка. Это был некий переход от старого родоплеменного государства к придворному государству, которое сложится потом.

И хотя начало периода государства, основывающегося на законах, связывают с реформами середины 7 века, первый письменный свод законов – Тайхо Рицуре - появился в 701 году. Он опирался на китайское законодательство. Но в отличии от Китая, тут примешивалась не отмершая родоплеменная специфика - Японские чиновники из менее знатных родов имели очень ограниченные возможности, экзамены на занятие должности предполагались, но оказывали существенно меньшее влияние чем положение рода, основные привилегии сохранялись за представителями старых родов, которые по достижении 21 года получали ранг, положенный его роду. Но у местных чиновников из незнатных родов была привилегия – отправлять в столицу своих дочерей прислуживать при дворце, что, при хорошем раскладе, имело шансы породниться с более знатным родом. Ну или не породниться, как повезет.

Также к специфике японского законодательства можно отнести отсутствие регулирования престолонаследия, свой независимый орган власти в самом высшем эшелоне у синтоистов, прописанные правила поведения буддистских монахов, слабый контроль за деятельностью на местах, относительно высокое положение женщин.

Свод законов содержал в себе как уголовный кодекс, так и гражданский кодекс, описание государственного устройства и системы землепользования. Уголовная часть первых сводов законов до нас практически не дошла, а вот сохранность гражданских статей гораздо выше, что может говорить о некоторой их неравнозначности – бюрократический аппарат государства действовал действительно в соответствии с кодексом, а вот исполнение уголовного кодекса столкнулось с местными традициями. Историки предполагают, что уже тогда Японцы отдавали предпочтение социальным формам контроля в большей степени, чем пенитенциарным. Кстати, сейчас это также прекрасно работает в Японском обществе, делая эту страну одной из самых безопасных в мире, с одним из самых низких уровней преступности, и одним из самых однородных внутри себя обществ.

Хроники Нара

А еще Нара — это первый период, который очень богато снабжен синхронными источниками, и летописями, и сводами законов, и разными рабочими документами, храмовыми хрониками, и даже поэтическими антологиями. К началу этого периода относятся и первые исторические сочинения, которые по сути являлись зафиксированными письменно сборниками устных легенд. И хотя это довольно подробно описывающие историю источники, с записями корейских и китайских историков они начинает хоть как-то биться только о событиях, не раньше середины 6 века, то есть ближе к периоду Асука. Более ранние события, описанные там, считаются легендарными.

А вот сам период нара описывался в погодной хронике, которая велась тогда. И, видимо, именно в этой хронике появилась и закрепилась традиция девизов правления, существующая до сих пор – летоисчисление в Японии идет по девизам правления императоров. У каждого девиза может быть только один император, но император может иметь несколько девизов.

Структура Управления

Верховным правителем был Император, он обладал широкими правами в плане управления государством, но пользовался им редко. Еще в более ранние периоды сложилась практика, когда вместо императора правил кто-то, например представитель рода, оккупировавшего власть при нем. Эта традиция сохранится в истории Японии навсегда, и даже сёгуны правили именно так, через своих помощников, советников. Вплоть до второй мировой войны, когда император формально имел огромную власть, реально правило его правительство, на которое он имел крайне ограниченное влияние, хотя и его слова считались чем-то священным. Короче, все сложно. Вернемся к Нара. Напрямую тэнно подчинялись три высших органа государственной власти:

1. Дадзёкан, состоявший из высокопоставленных чиновников-вельмож государственный совет во главе с дадзё дайдзин - великим министром. У этого органа не было аналога в танском Китае, в период Нара он обладал огромными полномочиями, именно он сильнее всего ограничивал правление императора. А правом быть назначенными сюда обладали представители только 21 дома со всей Японии – самых древние родов. Ну, вернее не со всей Японии, а так как речь идет о очень древних родах, то все они были из 5 провинций столичного региона – Кинай: Ямато, Ямасиро, Сэццу, Кавати, Идзуми. Видимо, это и было Ядро старого государства Ямато, разрастающегося теперь. Внутри дадзёкана действовал гисэйкан - высший политический совет, куда входили наиболее именитые аристократические роды центральной части Японии.

2. Дзингикан - палата небесных и земных божеств, что ведала общегосударственными религиозными церемониями. Фактически её возглавлял сам тэнно - император.

3. Дандзётай - ведомство инспекций цензоров, которое контролировало исполнение законов в столице и провинциях.

Именно Дадзёкан в большей степени и управлял государством, ограничивая власть монарха. Сам же император играл по-прежнему в большей степени ритуальную роль. Государев род имел особое положение в Японии, а сам правитель был фактически выведен за пределы законов. Главный акцент в идеологии делался на несменяемости правящего рода, поэтому важнейшей задачей императора было произведение на свет наследника. И единственное, за что можно осуждать императора это провал этой важнейшей миссии.

Главное отличие от Китая

Впрочем, зная, что многие важные рода в Японии в более поздние периоды имели вполне себе происхождение от рода императора, а для борьбы с наследниками их приходилось выделять в отдельные рода, справлялись государи с этим неплохо. Интересно что в Китае, откуда Япония много чего переняла, смена династии была частым явлением – Мандат неба, который позволял династии править, был конечным ресурсом, и когда династия исчерпывала его – ее должна была сменить другая. О том, что мандат кончился должны были говорить бедствия – засухи, землетрясения, пожары…

Это порождало массу отличий Японской и Китайской моделей – в Китае император сам по себе не был священным, и в конце его правления можно было подводить итоги, что было хорошо, а что плохо. Священным был именно мандат неба. В Японии же император все-же был непогрешим и священен, однако только самые сильные и деятельные императоры правили самостоятельно, большинство были мягко отстранены от власти системой, поэтому и смена династии просто не была нужна. Но и отвечать за грехи правительства император не мог.

Хозяйственная деятельность

В период Нара вся земля изначально была объявлена государственной собственностью. Все поля общегосударственного земельного фонда делились на находящиеся в государственной собственности и переданные в частное пользование, например, чиновникам за службу. Это был отход от старой родоплеменной концепции землепользования. При этом подробно расписывалось, какой чиновник какого ранга на какой надел имел право. Одновременно существовали широкие возможности получить землю, осваивая для сельского хозяйства новые, неосвоенные ранее земли. При этом земли давались по разным принципам: на срок, пожизненно, на несколько поколений или навсегда.

И хуже всего было крестьянам, которые землю и обрабатывали, им земли, естественно, давали в аренду и постоянно пере нарезали разные участки. При этом было очень серьезное налогообложение, в натуральном виде – продукцией - рисом, тканями и другой. Были и отработки, и служба в армии. Отработки были как правило на государственных стройках – крестьяне определенный срок в году должны были отправиться туда, где они нужны, для строительства чего-то очень важного – например, крупной сети дорог государственного масштаба. Как у уже сказал, налогообложение было вполне себе натуральным, однако в это время и проводили эксперименты с чеканкой монет, но, финансовая система была крейне не стабильна, и стоимость монет постоянно менялась.

Интриги

К середине 8 века начали появляется поместья, которые постепенно будут становиться частными владениями аристократов и храмов. Это все породило борьбу в верхнем эшелоне власти, в первую очередь за место в политической иерархии, которое и давало доступ к земле, крестьянам и налогам.

Усложняло ситуацию и нечеткие законы в области престолонаследия, когда разные жены императора – а их было много, были из разных родов, и соответственно разные рода поддерживали разных принцев. В эту борьбу влезают представители буддизма, которые очень плотно начали вмешиваться в государственные дела, а сами монастыри облепили столицу. Это все приводило к нарастанию в государстве и кризиса в целом, система поместного землевладения разваливалась, а постоянные интриги разъедали государство изнутри.

И правитель Камму для решения всех проблем приказал построить новую столицу, куда все и должны были переехать, а так как для казны это были большие траты, такое решение в конечном счете привело только к ослаблению роли императора, и к укреплению роли аристократических домов, правящих государством.

Борьба с варварами и армия

В целом внешняя политика японцев периода Нара активной не была. Японские императоры активно импортировали китайский опыт управления государством через своих послов и стажеров в империи Тан. Японские студенты, среди которых преобладали буддистские монахи, учились в городах Чанъань и Лоян. В дела корейского полуострова Японцы же в этот период активно не вмешивались, в силу тесного взаимодействия тамошнего государства с Китаем.

При этом нельзя забывать о том, что нарская Япония была гораздо меньше современной: власти тэнно были не покорены - племена юга острова Кюсю и прилегающих к нему островов «южные варвары», а также народы северной части острова Хонсю. Последние именовались в источниках «креветочные восточные варвары».

Борьба с варварами проходила непросто, но Японцы постепенно отвоевывали у них земли, и основывали на них свои крепости. Впрочем, большинство походов против варваров заканчивались поражениям Японцев, и борьба с варварами продолжалась и после этого периода. Положение внутри страны было достаточно стабильным и спокойным, в пользу этого говорит то, что у города Нара не было стен, а армия страны не была подчинена строго центру и была распределена по стране. В армию набирали из крестьян, часть отправляли в столицу, часть – на границу для борьбы с варварами, но большинство рекрутов оставались на месте и служили в виде краткосрочных сборов. Офицеры набирались из местной знати, местная же знать и руководила всеми силами на местах. Собственно, такая странная структура армии и принцип формирования и управления и сказывался на результатах борьбы с эмиси – варварами.

А вот чем власть занималась довольно плотно – так это доставкой указов в провинции. Для этого всю страну пронзила сеть дорог, по которым можно было быстро добраться до любой местной власти. На дорогах были почтовые дворы с содержащимися там лошадьми. Располагались почтовые дворы в среднем в 16 километрах друг от друга, а было их более 400. Шириной дороги были от 6-10 метров небольшие местные дороги до уездов до 23 метров центральные дороги.

;