Немного про историю Японии. Периодизация.

История может быть интересной! Я интересуюсь историей и рассказываю ее, это блог с моими рассказами истории.

История Японии: Периодизация

Хотя Японское государство возникло несколько позже, началом истории Японии можно условно считать 3 век до нашей эры. Дело в том, что современные Японцы образовались из народов, которые не всегда жили на территории Японских островов, а прибыли сюда когда-то. При этом Японские острова также не были пустынными, их населяли племена, существовавшие еще в каменном веке, и промышлявшие охотой и собирательством. Земледелие у них было, но в очень неразвитом виде, и прокормиться им эти люди не могли, а охота и собирательство прокармливало чрезвычайно маленькое население, по оценкам в лучшее время до 1 человека на 1 км. кв.

Все изменилось, когда с 3 века до нашей эры – дата очень примерная, но условно точкой отсчета считают именно её – эти острова начали заселять прибывавшие с материка люди. В основе своей это был народ, который и называют про-Японцами, прикочевавший туда мимо Китая и Кореи, но откуда именно они пришли неизвестно. Тем не менее, проходя мимо Китая, у которого к этому времени уже много веков как была государственность, и Кореи, государственность которой только зарождалась, эти люди много почерпнули у этих народов. Однако среди переселенцев были и Китайцы, и Корейцы, бежавшие от происходивших на материке событий.

Переселенцы принесли с собой развитое сельское хозяйство и технологию обработки металла, что и дало старт развитию цивилизации на Японских островах. При этом племен каменного века, живших там, было чрезвычайно мало, но получив доступ к привезенным технологиям они также начали развиваться. Именно совместно, все эти люди и стали предками Японцев. Естественно, до образования какой-бы то ни было государственности должно пройти некоторое время, население должно вырасти и острова должны заселиться. Вот теперь можно перейти к периодизации в истории Японии.

И первым периодом в истории Японии считают период Дзёмон,

который был как раз таки до 3 века до нашей эры, то есть до активного заселения Японских островов. Начинается этот период с 13 тысячелетия до нашей эры – опять-таки очень условно, как и пристегивание племен каменного века этого периода к истории Японии и Японцам. Низкая плотность населения, слабо развитое взаимодействие друг с другом, практически отсутствующая торговля и крохотные поселения. Каменный век и керамика – это то, что характеризует данное время.

С 3 века до нашей эры по 3 век нашей эры в Японии был период Яёй

– железный век Японии. Даже намека на государственность нет, но города становятся больше, торговля развивается, появляется сельское хозяйство как основа жизнедеятельности большей части населения. Активно взаимодействовали эти племена и с материковыми жителями, торгуя с ними в том числе.

С 3 по 6 век в Японии происходит период Кофун.

Кофун это курган, захоронение или гробница. Кофун требовал достаточно много усилий, и рядового жителя племени туда не захоронишь, это означает, что на данной территории появляется знать и формируется полноценное до государственное родоплеменное общество. К этому периоду. И, собственно, внутри этого периода наблюдается появление царских курганов, которое условно и считают признаком формирования Японской государственности. И к концу этого периода в Японии уже вполне себе существует родоплеменное государство с правителем, которого очень скоро станут называть императором.

7 век относят к периоду Асука

– называют его так, потому что именно в долине реки Асука располагались дворцы правителей Японии в этот период. Государство уже существует, но это еще родоплеменное государство, с очень низкой централизацией. В это период как раз происходит борьба за то, что из себя будет это централизованное государство представлять. И в этот период как никогда сильно влияние Китая: опыт государственности был не нужен, пока Японцам не нужна была сама государственность, и только сейчас, по мере развития собственного централизованного государства Японцы смогли оценить весь многовековой опыт Китая, и много чего перенять оттуда. Позже это влияние будет значительно слабее.

Но развитие централизованного государства требует и централизованной столицы, и первой столицей к 8 веку стал город Нара. И Нара, и Асука располагаются на одной равнине, той самой, где, судя по находкам курганов, в свое время и зародилась первая Японская государственность. Дело в том, что Япония очень горная страна, и там не так много места, где можно как положено заняться сельским хозяйством. Вернее, можно много, где, но этого недостаточно, для развития родоплеменного общества в нечто большее. И хотя заселение островов шло с острова Кюсю, развиться в государственность оно смогло только в этом районе острова Хонсю, откуда и пошла централизация Японии.

В период Нара

начало формироваться правовое государство – по образцу Китая в Японии начали появляться своды законов, которые формировали правила жизни нового формирующегося государства. В этот период Японцы начали и систематизировать свою историю, а также заниматься литературой. В общем, они в полной мере освоили Китайскую письменность, и теперь их было не остановить – они писали все, что можно было писать. Формировалась у них и своя письменность, которую они используют параллельно с Китайской. Активно в этот период в Японии развивается и Буддизм, который оказывал колоссальное влияние на власть, настолько, что к концу 8 века очередной император перенес столицу в город Хэйан, который позже станет Киото, перенес подальше от влияния Буддистов.

И вот 9 – 12 века образуют собой период Хэйан,

который являл развитие правового государства. Это был расцвет культуры Японии, а вся жизнь сосредоточилась при дворе императора, где была и вся власть над страной. Впрочем, борьба за власть привела к преобразованию правового государства в придворное государство, а специфика существования страны привела к тому, что центральная власть во главе с императором утратила управление вооруженными силами страны, которые теперь были только у региональных кланов, лишенных самой возможности участвовать в управлении страной, но стремившихся к этому, что привело к смуте, когда кланы Тайра и Минамото воевали за то, кто будет императором. Победил Минамото и их император. А раз у вас уже есть армия, вам не особо хочется, чтобы человек, которого вы сами только что посадили во власть, и у которого армии нет, правил всем.

И на границе 12 и 13 веков образуется в городе Камакура

военная ставка – бакуфу, где поселяется человек, представляющий всех военных страны и управляющий ими – сегун. Сегун назначал в провинции своих людей, которые присматривали за обстановкой там и занимались военными вопросами, а также сегун раздавал землю за службу. Но это не стало централизованной системой управления всеми военными в стране, а наоборот, таким образом складывается военно-феодальная система власти, которая действует параллельно гражданской монарше-аристократической системой.

В это время сегун еще не обладал абсолютной властью, а должен был бороться за полномочия с императорским двором. Этот период с 1185 по 1333 год называют периодом Камакура, по месту расположения ставки сегуна. Именно эта борьба, а также феодализация военной системы привели к тому, что недовольные бакуфу феодалы-самураи сплотились вокруг Императора, и возглавил это движение в один момент Асикага Такаудзи, который и положил конец сёгунату и вернул власть императору.

Но император не хотел и не мог решить проблем самураев, и он по прежнему не имел на них влияния, как и своей армии. А вот к идее Сёгуната самураи уже под привыкли, и уже через несколько лет тот же Асикага основывает в столице свою Бакуфу и начинает новый сегунат – Сегунат Асикага. Он назначает и своего императора, однако он не имеет такого влияния, как первый Сегун, и старый император формирует новый двор, поддерживаемый оппозицией сегуну. До конца 14 века в стране существуют два императорских двора, которые позже объединятся в один, а вся власть императорского двора перейдет бакуфу, однако расширив свою власть новыми полномочиями, полноценной власти над феодалами сегун больше не получит, и до конца вынужден будет заручаться поддержкой одних, чтобы подавить мятеж других, потом наоборот.

Это привело к смуте годов Онин 1467 года,

из-за противостояния двух феодальных домов за то, кто будет следующим сегуном. И хотя формально династия Асикага существовала еще почти век, до 70-х годов 16 века, реально он больше ничем не управлял, а в стране шел век Сенгоку Дзидай – эпоха воюющих провинций. Просто после 10 лет войны Онин ни одна из сторон не смогла разгромить другую, а главные дома ослабли настолько, что начали терять контроль над своими же вассалами, вследствие чего больше никто никому не подчинялся. Вся страна разделилась на независимые провинции, непрерывно воюющие друг с другом.

В горниле вековой смуты и феодальной раздробленности Япония сохранила главное – Императора и Сегуна. И хотя ни тот ни другой не на что не влияли, многие влиятельные дома хотели получить контроль над столицей, и над ними соответственно. И, чисто формально, все должны были подчиняться сегуну и императору, другое дело, что ни у кого не хватало силы заставить всех подчиняться. И смогли это сделать 3 друга: Ода Нобунага, его слуга, генерал, а позже и независимый феодал Тоетоми Хидэёси, и независимый феодал Токугава Иэясу. Первым лидером этой троицы стал Ода Нобунага, при котором они захватили столицу, распустили сегунат Асикага в 1573 году, привели в чувство буддистов, и уже от имени императора разбили основных противников, вернув множество мелких феодалов в орбиту единого центра.

Во время убийства Ода Нобунага в 1582 году, во главе его армий был Тоетоми Хидэёси, который отомстил за убийство друга, а заодно и получил от императора власть, сохранив завоевания Ода и покорив оставшиеся независимые княжества. Но ни Ода, ни Хидэёси не принимали на себя титул сегуна, оставаясь правителями по факту, но советниками императора формально. После смерти Хидэёси правителем становится третий друг, Токугава Иэясу, который железной хваткой подавил уже было начавшееся после смерти друга расползание князей, и принял на себя титул Сегуна.

Так в 1603 году в городе Эдо

был основан бакуфу сегуната Токугава. Период называют периодом Эдо или периодом Токугава с 1603 по 1867 год.В этот период независимые еще недавно князья были жестко ограничены в правах и подчинены сегуну, а император был лишен вообще какой бы то ни было власти. Но основой экономики в этот период было натуральное хозяйство и крестьяне, которыми управляли самураи, как правящий класс. Торговля и торговцы не воспринимались всерьез, власть пыталась опираться на реальную экономику, а не на торговлю и деньги, что со временем привело к системному кризису, обеднению самураев, на которых опиралась власть. На фоне системного кризиса в стране случился и кризис власти, когда некоторые сегуны не могли править, и от их имени управляли советники, не имевшие такого авторитета, как потомки Иэясу. Это вылилось в противостояние, формальным поводом которого стало отношение к иностранцам, и привело к падению сегуната, и восстановления власти императора в 1867 году.

Император Мэйдзи был крайне деятельным, и провел ряд реформ, преобразовав отсталую на тот момент феодальную Японию в передовое капиталистическое государство – Японскую империю, которая очень быстро почувствовала необходимость империалистического расширения, и хоть и не приняла деятельного участия в первой мировой войне, но именно с нападения Японии на Китай в 1931 году фактически началась вторая мировая война, которая закончилась падением Японии в 1945 году.

После поражения в войне Япония смогла сохранить императора, не смотря на то, что США настаивали на безоговорочной капитуляции, устранении всех старых элит от власти и демократизации. Ну, то есть в установлении оккупационной власти над Японией. И Японию, и США к нахождению общего языка относительно условий капитуляции подтолкнуло стремительное продвижение советской армии в Маньчжурии. одни поняли, что более удобной для капитуляции ситуация больше не будет, а сопротивление в целом уже бесполезно, а вторые опасались захвата советской армией Хоккайдо, на что сами же ранее соглашались, и чрезмерного коммунистического влияния на Японию, на которую сами имели планы. Так на территории Японии установилось современное государство.

;
Асука Нара ХЭЙАН Камакура Муромати

История Японии: Периодизация

Хотя Японское государство возникло несколько позже, началом истории Японии можно условно считать 3 век до нашей эры. Дело в том, что современные Японцы образовались из народов, которые не всегда жили на территории Японских островов, а прибыли сюда когда-то. При этом Японские острова также не были пустынными, их населяли племена, существовавшие еще в каменном веке, и промышлявшие охотой и собирательством. Земледелие у них было, но в очень неразвитом виде, и прокормиться им эти люди не могли, а охота и собирательство прокармливало чрезвычайно маленькое население, по оценкам в лучшее время до 1 человека на 1 км. кв.

Все изменилось, когда с 3 века до нашей эры – дата очень примерная, но условно точкой отсчета считают именно её – эти острова начали заселять прибывавшие с материка люди. В основе своей это был народ, который и называют про-Японцами, прикочевавший туда мимо Китая и Кореи, но откуда именно они пришли неизвестно. Тем не менее, проходя мимо Китая, у которого к этому времени уже много веков как была государственность, и Кореи, государственность которой только зарождалась, эти люди много почерпнули у этих народов. Однако среди переселенцев были и Китайцы, и Корейцы, бежавшие от происходивших на материке событий.

Переселенцы принесли с собой развитое сельское хозяйство и технологию обработки металла, что и дало старт развитию цивилизации на Японских островах. При этом племен каменного века, живших там, было чрезвычайно мало, но получив доступ к привезенным технологиям они также начали развиваться. Именно совместно, все эти люди и стали предками Японцев. Естественно, до образования какой-бы то ни было государственности должно пройти некоторое время, население должно вырасти и острова должны заселиться. Вот теперь можно перейти к периодизации в истории Японии.

И первым периодом в истории Японии считают период Дзёмон,

который был как раз таки до 3 века до нашей эры, то есть до активного заселения Японских островов. Начинается этот период с 13 тысячелетия до нашей эры – опять-таки очень условно, как и пристегивание племен каменного века этого периода к истории Японии и Японцам. Низкая плотность населения, слабо развитое взаимодействие друг с другом, практически отсутствующая торговля и крохотные поселения. Каменный век и керамика – это то, что характеризует данное время.

С 3 века до нашей эры по 3 век нашей эры в Японии был период Яёй

– железный век Японии. Даже намека на государственность нет, но города становятся больше, торговля развивается, появляется сельское хозяйство как основа жизнедеятельности большей части населения. Активно взаимодействовали эти племена и с материковыми жителями, торгуя с ними в том числе.

С 3 по 6 век в Японии происходит период Кофун.

Кофун это курган, захоронение или гробница. Кофун требовал достаточно много усилий, и рядового жителя племени туда не захоронишь, это означает, что на данной территории появляется знать и формируется полноценное до государственное родоплеменное общество. К этому периоду. И, собственно, внутри этого периода наблюдается появление царских курганов, которое условно и считают признаком формирования Японской государственности. И к концу этого периода в Японии уже вполне себе существует родоплеменное государство с правителем, которого очень скоро станут называть императором.

7 век относят к периоду Асука

– называют его так, потому что именно в долине реки Асука располагались дворцы правителей Японии в этот период. Государство уже существует, но это еще родоплеменное государство, с очень низкой централизацией. В это период как раз происходит борьба за то, что из себя будет это централизованное государство представлять. И в этот период как никогда сильно влияние Китая: опыт государственности был не нужен, пока Японцам не нужна была сама государственность, и только сейчас, по мере развития собственного централизованного государства Японцы смогли оценить весь многовековой опыт Китая, и много чего перенять оттуда. Позже это влияние будет значительно слабее.

Но развитие централизованного государства требует и централизованной столицы, и первой столицей к 8 веку стал город Нара. И Нара, и Асука располагаются на одной равнине, той самой, где, судя по находкам курганов, в свое время и зародилась первая Японская государственность. Дело в том, что Япония очень горная страна, и там не так много места, где можно как положено заняться сельским хозяйством. Вернее, можно много, где, но этого недостаточно, для развития родоплеменного общества в нечто большее. И хотя заселение островов шло с острова Кюсю, развиться в государственность оно смогло только в этом районе острова Хонсю, откуда и пошла централизация Японии.

В период Нара

начало формироваться правовое государство – по образцу Китая в Японии начали появляться своды законов, которые формировали правила жизни нового формирующегося государства. В этот период Японцы начали и систематизировать свою историю, а также заниматься литературой. В общем, они в полной мере освоили Китайскую письменность, и теперь их было не остановить – они писали все, что можно было писать. Формировалась у них и своя письменность, которую они используют параллельно с Китайской. Активно в этот период в Японии развивается и Буддизм, который оказывал колоссальное влияние на власть, настолько, что к концу 8 века очередной император перенес столицу в город Хэйан, который позже станет Киото, перенес подальше от влияния Буддистов.

И вот 9 – 12 века образуют собой период Хэйан,

который являл развитие правового государства. Это был расцвет культуры Японии, а вся жизнь сосредоточилась при дворе императора, где была и вся власть над страной. Впрочем, борьба за власть привела к преобразованию правового государства в придворное государство, а специфика существования страны привела к тому, что центральная власть во главе с императором утратила управление вооруженными силами страны, которые теперь были только у региональных кланов, лишенных самой возможности участвовать в управлении страной, но стремившихся к этому, что привело к смуте, когда кланы Тайра и Минамото воевали за то, кто будет императором. Победил Минамото и их император. А раз у вас уже есть армия, вам не особо хочется, чтобы человек, которого вы сами только что посадили во власть, и у которого армии нет, правил всем.

И на границе 12 и 13 веков образуется в городе Камакура

военная ставка – бакуфу, где поселяется человек, представляющий всех военных страны и управляющий ими – сегун. Сегун назначал в провинции своих людей, которые присматривали за обстановкой там и занимались военными вопросами, а также сегун раздавал землю за службу. Но это не стало централизованной системой управления всеми военными в стране, а наоборот, таким образом складывается военно-феодальная система власти, которая действует параллельно гражданской монарше-аристократической системой.

В это время сегун еще не обладал абсолютной властью, а должен был бороться за полномочия с императорским двором. Этот период с 1185 по 1333 год называют периодом Камакура, по месту расположения ставки сегуна. Именно эта борьба, а также феодализация военной системы привели к тому, что недовольные бакуфу феодалы-самураи сплотились вокруг Императора, и возглавил это движение в один момент Асикага Такаудзи, который и положил конец сёгунату и вернул власть императору.

Но император не хотел и не мог решить проблем самураев, и он по прежнему не имел на них влияния, как и своей армии. А вот к идее Сёгуната самураи уже под привыкли, и уже через несколько лет тот же Асикага основывает в столице свою Бакуфу и начинает новый сегунат – Сегунат Асикага. Он назначает и своего императора, однако он не имеет такого влияния, как первый Сегун, и старый император формирует новый двор, поддерживаемый оппозицией сегуну. До конца 14 века в стране существуют два императорских двора, которые позже объединятся в один, а вся власть императорского двора перейдет бакуфу, однако расширив свою власть новыми полномочиями, полноценной власти над феодалами сегун больше не получит, и до конца вынужден будет заручаться поддержкой одних, чтобы подавить мятеж других, потом наоборот.

Это привело к смуте годов Онин 1467 года,

из-за противостояния двух феодальных домов за то, кто будет следующим сегуном. И хотя формально династия Асикага существовала еще почти век, до 70-х годов 16 века, реально он больше ничем не управлял, а в стране шел век Сенгоку Дзидай – эпоха воюющих провинций. Просто после 10 лет войны Онин ни одна из сторон не смогла разгромить другую, а главные дома ослабли настолько, что начали терять контроль над своими же вассалами, вследствие чего больше никто никому не подчинялся. Вся страна разделилась на независимые провинции, непрерывно воюющие друг с другом.

В горниле вековой смуты и феодальной раздробленности Япония сохранила главное – Императора и Сегуна. И хотя ни тот ни другой не на что не влияли, многие влиятельные дома хотели получить контроль над столицей, и над ними соответственно. И, чисто формально, все должны были подчиняться сегуну и императору, другое дело, что ни у кого не хватало силы заставить всех подчиняться. И смогли это сделать 3 друга: Ода Нобунага, его слуга, генерал, а позже и независимый феодал Тоетоми Хидэёси, и независимый феодал Токугава Иэясу. Первым лидером этой троицы стал Ода Нобунага, при котором они захватили столицу, распустили сегунат Асикага в 1573 году, привели в чувство буддистов, и уже от имени императора разбили основных противников, вернув множество мелких феодалов в орбиту единого центра.

Во время убийства Ода Нобунага в 1582 году, во главе его армий был Тоетоми Хидэёси, который отомстил за убийство друга, а заодно и получил от императора власть, сохранив завоевания Ода и покорив оставшиеся независимые княжества. Но ни Ода, ни Хидэёси не принимали на себя титул сегуна, оставаясь правителями по факту, но советниками императора формально. После смерти Хидэёси правителем становится третий друг, Токугава Иэясу, который железной хваткой подавил уже было начавшееся после смерти друга расползание князей, и принял на себя титул Сегуна.

Так в 1603 году в городе Эдо

был основан бакуфу сегуната Токугава. Период называют периодом Эдо или периодом Токугава с 1603 по 1867 год.В этот период независимые еще недавно князья были жестко ограничены в правах и подчинены сегуну, а император был лишен вообще какой бы то ни было власти. Но основой экономики в этот период было натуральное хозяйство и крестьяне, которыми управляли самураи, как правящий класс. Торговля и торговцы не воспринимались всерьез, власть пыталась опираться на реальную экономику, а не на торговлю и деньги, что со временем привело к системному кризису, обеднению самураев, на которых опиралась власть. На фоне системного кризиса в стране случился и кризис власти, когда некоторые сегуны не могли править, и от их имени управляли советники, не имевшие такого авторитета, как потомки Иэясу. Это вылилось в противостояние, формальным поводом которого стало отношение к иностранцам, и привело к падению сегуната, и восстановления власти императора в 1867 году.

Император Мэйдзи был крайне деятельным, и провел ряд реформ, преобразовав отсталую на тот момент феодальную Японию в передовое капиталистическое государство – Японскую империю, которая очень быстро почувствовала необходимость империалистического расширения, и хоть и не приняла деятельного участия в первой мировой войне, но именно с нападения Японии на Китай в 1931 году фактически началась вторая мировая война, которая закончилась падением Японии в 1945 году.

После поражения в войне Япония смогла сохранить императора, не смотря на то, что США настаивали на безоговорочной капитуляции, устранении всех старых элит от власти и демократизации. Ну, то есть в установлении оккупационной власти над Японией. И Японию, и США к нахождению общего языка относительно условий капитуляции подтолкнуло стремительное продвижение советской армии в Маньчжурии. одни поняли, что более удобной для капитуляции ситуация больше не будет, а сопротивление в целом уже бесполезно, а вторые опасались захвата советской армией Хоккайдо, на что сами же ранее соглашались, и чрезмерного коммунистического влияния на Японию, на которую сами имели планы. Так на территории Японии установилось современное государство.

;