История Японии, Воюющие провинции: Феодальная система

В обстановке политического хаоса внутри страны сильная власть была нужна в первую очередь воинам-землевладельцам. Они нуждались в авторитете власти и иных ресурсах для упрочнения своего господства над крестьянами. Упадок сегуната Асикага привел к тому, что этими носителями сильной власти стали сэнгоку дайме – крупные феодалы. Сэнгоку дайме стали арбитрами, улаживающими конфликты между более мелкими землевладельцами за права на земельные владения, слуг и крестьян, оросительные каналы.

В ходе войн между различными самурайскими кланами уже традиционна победитель получал земли побежденного. В различных регионах страны это привело к сплочению воинов-землевладельцев вокруг наиболее сильных, успешных и авторитетных военных домов. Такие военные дома были способны вести войны как для расширения своих земель и земель своих вассалов, так, и чтобы дать отпор врагам и сохранить земли. Для этого феодалам требовалось создать податную и административную систему, регламентировать вассальные связи, а также заботиться о хозяйственном процветании княжества.

От прочности вассальной системы в княжестве зависели размер и боеспособность войска феодала. Оно состояло как из отрядов вассалов, так и из отрядов, подчиняющихся непосредственно феодалу. Внутри своего княжества дайме выступал верховным распорядителем земельных владений, и выполнял функции, ранее принадлежавшие сегунату. И в своих грамотах он подтверждал права воинов на родовые вотчины и жаловал новые лены вассалам и служилым людям. За это они должны были служить ему, а также привлекать крестьян к выполнению трудовой повинности, ремонту крепостей, и т.д. То есть вся эта система в некотором роде повторяла сегунат, только в масштабе владений одного клана.

Масса служилых людей и вассалов не была однородной. Вассалы отличались как по размеру владений и сроку службы, так и по зависимости от сеньора. Единой классификации вассалов не существовало, но в целом можно разделить их на категории: 1. Кровные родственники даймэ и боковые ветви рода. 2. Фудай – потомственные вассалы. 3. Кунисю – провинциальные землевладельцы. 4. Такокусю – недавно покоренные кланы, принужденные к неравному союзу. 5. Мелкие самураи и богатые крестьяне. У этих перечисленных разрядов в наследственном услужении находились низкоранговые служилые люди – тюгэн, комоно, касэмоно и другие. По приказу даймэ составлялись реестры вассалов, в которых фиксировались размеры и доходность их земельных владений, объем полагавшейся военной службы, количество воинов, выставляемых ими и вооружение этих воинов. Так в одном только княжестве Гоходзе в 1559 году в таком реестре были записаны 560 видных вассалов и служилых людей, разделенных на 12 групп, доходность их владений, а также деревни, принадлежавшие им.

Степень контроля также не была одинаковой. Наиболее тесные связи складывались между наследственными вассалами и дайме, одновременно кунисю сохраняли наибольшую самостоятельность. Настолько, что крупные дома, являвшиеся вассалом князя, сами занимались на своих землях тем-же, чем и дайме внутри всего княжества. То есть раздавали права на земли, выдавали грамоты, и т.д.

В эпоху сэнгоку были распространены частые измены и предательства самураев, переходы от одного сеньора к другому. Это резко контрастировало с идеалами бусидо эпохи Токугава. Связанно это было в первую очередь с неоднородностью вассального слоя самураев, и, в то время как одни несли наследственную вассальную службу, другие не были связанны с даймэ крепкими узами, так как находились под его властью совсем недавно, а то и вовсе были покорены. Помимо преданности господину, ключевой ценностью являлось сохранение и преумножения могущества своего рода, и если сюзерен не мог защитить их и устоять перед натиском более сильного удельного правителя, вассалы могли отвернуться от него ради выживания своего клана.

Высокопоставленные вассалы – типа фудай или кунисю – жили в своих собственных замках, а многие мелкие вассалы – в деревнях. У некоторых из них одновременно были усадьбы в резиденции даймэ. Таким образом служилые люди не жили все вместе в замковых городах, как это будет в более позднюю эпоху. Родовые вотчины и крепости позволяли им пользоваться некоторой самостоятельностью, а сэнгоку дайме не прибегали к массовым систематическим переселениям вассалов из одного владения в другое. Однако владение могло быть конфискованно за измену или не исполнение ратной службы.

Сэнгоку дайме также не прибегали к четкому разделению военного дворянства и крестьян, не запрещали крестьянам владение оружием. Это было связанно с постоянными военными компаниями, которые требовали все новых и новых бойцов. Для этого рекрутировали в вассальную организацию богатых крестьян, которые освобождались от уплаты повинностей в обмен на службу. Также для усиления военного потенциала княжества, и упорядочивания системы вассальных связей и укрепления контроля, использовалась система ёрооя-ёрико. Мелких землевладельцев, самураев и богатых крестьян в качестве ёрико князья подчиняли своим более высокоранговым вассалам – как правило фудай – в таком качестве именовавшимся ёриоя. Во время войны ёриоя превращались в военных предводителей ёрико, а в мирное время были посредниками в княжеском суде, раздавали им земельные наделы и жалования.

Дайме также стремились пресечь раздоры между вассалами, которые могут угрожать их власти или военной мощи. Поэтому иногда устанавливался принцип кэнка ресэйбай – одинакового наказания для обеих участников конфликта, как для нападавших, так и для защищающихся в ходе ссоры. При этом отрицался средневековый Японский принцип, по которому военная сила для отстаивания своих интересов могла и должна была применяться без оглядки на публичную власть. Однако, власть сэнгоку дайме была не абсолютной, и как и в случае и сегуном до смуты, когда крупные вассалы сегуна влияли на его политику и наследника сегуна, сильные вассалы также могли влиять и на политику феодала, и на то, кто будет его наследником.

На фоне упадка старой системы, свое развитие получили крестьянские общины. Так, общины располагали собственной силой, достаточной, чтобы поддерживать порядок на своей территории и судить преступников. Общины были внутренне не однородными, к верхнему слою общины относились деревенские самураи или богатые крестьяне. Вся община платила подати землевладельцу и даймэ, вместе с тем, мелкие самураи, проживавшие в деревне, взымали с крестьян в свою пользу ренту кадзиси токубун. Исторически эта подать появилась вследствие подъема производительных сил японской деревни, появившиеся излишки продуктов начали присваиваться зажиточными крестьянами и самураями. И с одной стороны даймэ использовали самоорганизовывающуюся общину для взимания податей и поддержания порядка на местах, но с другой стороны община была и формой социальной борьбы крестьян, когда целая община могла уйти, крестьяне могла оказать сопротивление сборщикам податей.

С середины 15 до конца 16 века население Японии увеличилось с 10 до 15 миллионов человек, совершенствовалась техника сельскохозяйственного производства, росли урожаи. В Японию были завезены арбузы, батат, табак. Прогресс в сельскохозяйственном производстве стал предпосылкой для роста количества городов: в эту эпоху было основано более 150 новых городов, в том числе призамковых и прихрамовых. Активно развивалось в это время и ремесло, особенно литейщики, оружейники, кузнецы, чьи профессии требовались даймэ особенно.

;