Период Кофун - Образование Ямато

Нам очень мало известно о процессах становления Японской государственности ввиду почти полного отсутствия письменных свидетельств, но мы знаем экономические предпосылки этого: распространение заливного рисоводства, масштабные ирригационные работы, усовершенствование железных орудий труда, и как следствие – появление значительного прибавочного продукта.

Период Кофун соответствует продолжению железного века, но назван он распространившихся по всей стране в этот период масштабных погребальных сооружений – курганов – кофун. Курганы в большом количестве строили в Японии в 3-7 веках, там хоронили государей Ямато – раннеяпонского государства, местных правителей и родовую знать.

Сами курганы появились во второй половине 3 века, в более ранний период похоронный ритуал не был никак унифицирован, и хоронили людей везде по разному и кто во что горазд, и с разным инвентарем, начиная от скелетов в куче древнего мусора – раковинных кучах, заканчивая собственно первыми прототипами курганов.

Сейчас нам известно о более чем 10 тыс. курганах, однако разрыты далеко не все из них. Все-таки в Японии не особо хотят тревожить души предков лишний раз, тем более если есть шанс, что это предки из императорской семьи. Даже есть некоторое соотнесение, какой курган кому принадлежит, но как правило это носит лишь гипотетический характер и определялось по политическим соображениям.

Первые курганы найдены на севере Кюсю, они возводились на холме, имели квадратную форму и были окружены рвом, сами захоронения осуществлялись в деревянных гробах, практически без погребального инвентаря. Огромные царские курганы на равнине Нара появились уже в 4 веке. К 7 веку хотя курганы еще строили, их размеры были куда скромнее.

Поэтому ограничивается этот период другим событием: в 592 году в долине реки Асука начали возводить дворцы правителей Ямато. Сама идея строительства курганов была заимствована из Китая, откуда, вероятно, пришла ориентация курганов по оси север-юг, сооружение насыпи с 3 платформами, использование красителей в погребальной камере.

Но термин кофун означает не просто курган, а целую систему погребения. Форма их при этом эволюционировала: они были и круглые, квадратные, квадратно-круглые или квадратно-квадратные – в виде замочной скважины. Наиболее масштабные курганы относятся именно к такому типу. И наибольшего развития эта культура получила на равнине Нара.

Именно там было обнаружено 33 из 36 крупнейших курганов с периметром более 200м. Погребальная камера образовывалась каменными плитами, гроб загружался через отверстие сверху. Гробы изначально были деревянными, позже – каменными и керамическими. Среди погребального инвентаря были короны, бронзовые зеркала, оружие, доспехи, орудия труда, бусы.

На склонах кургана возводилась изгородь из камней и устанавливались глиняные скульптуры. При этом количество таких скульптур могло быть от 200 штук в небольших погребениях, до 20 тыс. штук в больших гробницах. Сами скульптуры – ханива – могли изображать что угодно: людей, животных, дома, утварь. Они должны были защищать гробницу от злых духов.

Есть легенда о том, откуда произошли ханива. В правление императора Суйнин, которой датируется с 29 года до н.э. по 70 год н.э., его умершего дядю похоронили вместе с его живыми приближенными. Ну, традиция такая. Их вопли оглашали все окрестности, и сам Суйнин счел этот обычай негуманным, предложив заменить человеческие жертвы на глиняные фигурки.

Никакого подтверждения эта легенда не имеет, не говоря уже о том, что сам император Суйнин фигура легендарная, согласно легендам он правил 100 лет, а жил – 140. А еще Корей при нем была вассалом Японии. Ну, в общем, любят Японцы легенды, и при их составлении ни в чем себе не отказывают.

Реально похоронный ритуал проходил в несколько этапов. Первый – во временном погребальном дворце, в котором останки хранились пока шло сооружение постоянного места упокоения. Второе – это собственно постоянное место захоронения. Начиная с 6 века умершему правителю начали давать посмертное имя, которым после смерти его называли, чтобы не тревожить его дух его настоящим именем.

Курганы – это большие сооружения, и их появление не возможно без значительной социальной дифференциации общества и появления протогосударственных структур, а также достаточного количества прибавочного продукта. Этому способствовали и некоторые климатические изменения, так в период Кофун климат Японских островов похолодал, незначительно, но это повлияло на хозяйство.

Так стали широко применяться металлические орудия труда, массово строились ирригационные сооружения. Последнее требовало кооперации уже на региональном уровне. Это привело к увеличению площади обрабатываемой земли, увеличению населения и централизации общественной жизни. При этом нарождавшаяся государственность пыталась утвердить себя строительством.

Помимо больших курганов, массово строились и большие буддийские храмы, что закончилось перенесением столицы в Хэйан подальше от них… правда ее тоже со временем застроили храмами. Поселения этого периода начали разделяться, внутри основного поселения появлялись огороженные отдельные усадьбы, что говорит о социальной дифференциации внутри этих поселений.

Также и сами курганы были вне кладбищ для простых общинников. Площадь одного из крупнейших поселений периода Яёй – Карако-каги - была 22 тыс. кв. м, а площадь поселения Курганной эпохи – Макимуку – достигала 1 кв. км. Сами поселения были уже больше специализированы: поселения земледельцев, гончаров, рыбаков, солеваров, кузнецов.

А это говорит также о наличии самых широких связей между такими поселениями. Протогосударственной структуры, Ямато, существовавшей на территории Японии уже в этот период, и о которой…

;