Статьи по периоду Сэнгоку

Первые сведения о Японии сообщил европейцам Марко Поло, который в 1275-1292 годах находился на службе у тогдашнего правителя Китая – монгольского хана Хубилая. В книге, написанной венецианцем есть строки: «Остров Чипингу на востоке, в открытом море, до него от материка 1500 миль. Остров очень велик, жители белы, красивы и учтивы. Они идолопоклонники, независимы и никому не подчиняются»

Первые сведения о Японии сообщил европейцам Марко Поло, который в 1275-1292 годах находился на службе у тогдашнего правителя Китая – монгольского хана Хубилая. В книге, написанной венецианцем есть строки: «Остров Чипингу на востоке, в открытом море, до него от материка 1500 миль. Остров очень велик, жители белы, красивы и учтивы. Они идолопоклонники, независимы и никому не подчиняются»

Тоётоми Хидэёси обладал всей полнотой власти в государстве, однако он так и не принял титула Сегуна, вероятно, из-за своего низкого происхождения. С объединением Японии принципиально то система не поменялась, вчерашние независимые даймэ теперь признавали над собой сильную руку кампаку, но они все еще оставались даймэ, феодалами, правящими своей землей. И чтобы уберечь себя от рисков, что скучающие самураи начнут образовывать неправильные коалиции против него, он вспомнил о своих идеях о завоевании Кореи и Китая, которые терзали его уже давно

Тоётоми Хидэёси обладал всей полнотой власти в государстве, однако он так и не принял титула Сегуна, вероятно, из-за своего низкого происхождения. С объединением Японии принципиально то система не поменялась, вчерашние независимые даймэ теперь признавали над собой сильную руку кампаку, но они все еще оставались даймэ, феодалами, правящими своей землей. И чтобы уберечь себя от рисков, что скучающие самураи начнут образовывать неправильные коалиции против него, он вспомнил о своих идеях о завоевании Кореи и Китая, которые терзали его уже давно

Характерной чертой правлений Тоётоми Хидэёси была широкая реформаторская деятеьность. Сам Хидэёси придавал одно из главных мест реформе Японской деревне и аграрной политике. И его тут можно понять – казна была опустошена бесконечными войнами и затяжным объединением страны, оружие нужно было закупать, а жалование – платить. При этом, не смотря на развитие торговли и ремесла – деревня оставалась главным источником пополнения казны, который, к тому же, можно было еще немного поджать. Для этого он, как и его предшественник, Ода Нобунага, начал с составления земельного кадастра, в поисках неучтенной земли.

Характерной чертой правлений Тоётоми Хидэёси была широкая реформаторская деятеьность. Сам Хидэёси придавал одно из главных мест реформе Японской деревне и аграрной политике. И его тут можно понять – казна была опустошена бесконечными войнами и затяжным объединением страны, оружие нужно было закупать, а жалование – платить. При этом, не смотря на развитие торговли и ремесла – деревня оставалась главным источником пополнения казны, который, к тому же, можно было еще немного поджать. Для этого он, как и его предшественник, Ода Нобунага, начал с составления земельного кадастра, в поисках неучтенной земли.

После разгрома монастыря Исияма Гобо Хонгандзи и победы над домом Такэда Ода Нобунага планировал двинуться на юг, на покорение оставшейся части юго-западных территорий острова Хонсю, островов Сикоку и Кюсю. Эту сулило лишь кровопролитную борьбу с местными домами, прежде всего с домом Мори, Симадзу на Кюсю и Тёсокабэ на Сикоку, все они поддерживали довольно тесные отношения. Возглавить армию Нобунага доверил Тоётоми Хидэёси, своему ближайшему сподвижнику. И когда основные силы Нобунага ушли на встречу войскам Мори, а сам Нобунага с небольшим отрядом возвращался в столицу...

После разгрома монастыря Исияма Гобо Хонгандзи и победы над домом Такэда Ода Нобунага планировал двинуться на юг, на покорение оставшейся части юго-западных территорий острова Хонсю, островов Сикоку и Кюсю. Эту сулило лишь кровопролитную борьбу с местными домами, прежде всего с домом Мори, Симадзу на Кюсю и Тёсокабэ на Сикоку, все они поддерживали довольно тесные отношения. Возглавить армию Нобунага доверил Тоётоми Хидэёси, своему ближайшему сподвижнику. И когда основные силы Нобунага ушли на встречу войскам Мори, а сам Нобунага с небольшим отрядом возвращался в столицу...

В 14-16 веках непрерывные феодальные междоусобицы и крестьянские восстания лишили политической стабильности всю центральную часть Хонсю. В это время значительную роль в обществе начали играть буддийские школы, среди которых наиболее популярными были Тэндай (опора небес), Сингон (истинное слово), Хоган (великий обет). Монастыри этих школ были не только религиозными, но и крупными экономическими и военными центрами. На их основе создавались буддийские экономически-самостоятельные общины, в которые вовлекались различные слои населения – крестьяне и горожане, ремесленники и торговцы, и даже значительное число самураев.

В 14-16 веках непрерывные феодальные междоусобицы и крестьянские восстания лишили политической стабильности всю центральную часть Хонсю. В это время значительную роль в обществе начали играть буддийские школы, среди которых наиболее популярными были Тэндай (опора небес), Сингон (истинное слово), Хоган (великий обет). Монастыри этих школ были не только религиозными, но и крупными экономическими и военными центрами. На их основе создавались буддийские экономически-самостоятельные общины, в которые вовлекались различные слои населения – крестьяне и горожане, ремесленники и торговцы, и даже значительное число самураев.

В период второго сегуната на строительство городов помимо экономических, стали оказывать влияние и политические факторы, особенно содействовал этому период наличия двух императорских столиц династии. Благодаря этому развитие получили множество мелких и средних городов, а также портовые города, поскольку обе столицы требовалось все время чем-то снабжать. Конец периода Асикага характеризуется быстрым развитием призамковых городов, связанным в первую очередь с переселением воинов с земли к их феодалам, что превратило эти города из укреплённых жилищ в настоящие замки, со сложной системой укреплений.

В период второго сегуната на строительство городов помимо экономических, стали оказывать влияние и политические факторы, особенно содействовал этому период наличия двух императорских столиц династии. Благодаря этому развитие получили множество мелких и средних городов, а также портовые города, поскольку обе столицы требовалось все время чем-то снабжать. Конец периода Асикага характеризуется быстрым развитием призамковых городов, связанным в первую очередь с переселением воинов с земли к их феодалам, что превратило эти города из укреплённых жилищ в настоящие замки, со сложной системой укреплений.

Первейшим мероприятием, которое, как считал Ода Нобунага, необходимо было проводить на захваченной территории было аграрное преобразование. Дело в том, что борьба, которую вел Нобунага, требовала огромных людских и материальных ресурсов, и главным источником этих ресурсов было сельское хозяйство, и без того потрепанное за годы смуты.

Первейшим мероприятием, которое, как считал Ода Нобунага, необходимо было проводить на захваченной территории было аграрное преобразование. Дело в том, что борьба, которую вел Нобунага, требовала огромных людских и материальных ресурсов, и главным источником этих ресурсов было сельское хозяйство, и без того потрепанное за годы смуты.

С именем Ода Нобунага прочно связанно начало процесса объединения Японии. История сохранила слова Португальского миссионера, прожившего в Японии 34 года и много раз встречавшегося с Нобунага, он так описывал его: это был человек среднего роста и хрупкого телосложения, с редкими усами и высоким голосом. Он был честолюбив и высокомерен, но любил справедливость. Был общителен, спал мало и рано вставал. Действовал скрытно, был очень ловок и искусен в военных делах. Никогда не следовал советам подчиненных, вина не пил, был умерен в еде. Презирал Японских императоров и князей, ни верил ни в богов, ни в идолов.

С именем Ода Нобунага прочно связанно начало процесса объединения Японии. История сохранила слова Португальского миссионера, прожившего в Японии 34 года и много раз встречавшегося с Нобунага, он так описывал его: это был человек среднего роста и хрупкого телосложения, с редкими усами и высоким голосом. Он был честолюбив и высокомерен, но любил справедливость. Был общителен, спал мало и рано вставал. Действовал скрытно, был очень ловок и искусен в военных делах. Никогда не следовал советам подчиненных, вина не пил, был умерен в еде. Презирал Японских императоров и князей, ни верил ни в богов, ни в идолов.

После смуты годов Оннин-Буммэй прежние политические структуры, при помощи которых ставка управляла страной, ну или по крайней мере ближайшими землями, перестали подчиняться бакуфу. А вместе с исчезновением роли сегуна, слабели и дома, своей властью опиравшиеся на репутацию бакуфу. Так далеко не всем наместникам удавалось сохранить власть. Слабели дома и раздираемые распрями. Вместо них, на политическую арену выходили другие игроки.

После смуты годов Оннин-Буммэй прежние политические структуры, при помощи которых ставка управляла страной, ну или по крайней мере ближайшими землями, перестали подчиняться бакуфу. А вместе с исчезновением роли сегуна, слабели и дома, своей властью опиравшиеся на репутацию бакуфу. Так далеко не всем наместникам удавалось сохранить власть. Слабели дома и раздираемые распрями. Вместо них, на политическую арену выходили другие игроки.

В обстановке политического хаоса внутри страны сильная власть была нужна в первую очередь воинам-землевладельцам. Они нуждались в авторитете власти и иных ресурсах для упрочнения своего господства над крестьянами. Упадок сегуната Асикага привел к тому, что этими носителями сильной власти стали сэнгоку дайме – крупные феодалы. Сэнгоку дайме стали арбитрами, улаживающими конфликты между более мелкими землевладельцами за права на земельные владения, слуг и крестьян, оросительные каналы.

В обстановке политического хаоса внутри страны сильная власть была нужна в первую очередь воинам-землевладельцам. Они нуждались в авторитете власти и иных ресурсах для упрочнения своего господства над крестьянами. Упадок сегуната Асикага привел к тому, что этими носителями сильной власти стали сэнгоку дайме – крупные феодалы. Сэнгоку дайме стали арбитрами, улаживающими конфликты между более мелкими землевладельцами за права на земельные владения, слуг и крестьян, оросительные каналы.

В политическом хаосе страны участвовали в не малой степени и буддисты. Да, те самые монахи, от которых в свое время император Камму сбежал в новую столицу – Хэйан, или просто – столичный город – Киото. Те самые монахи, которые занимались ростовщичеством по всей стране, зарабатывая деньги. Были у них и армии, и желание поучаствовать в общем движе. И они таки оказывали немалое влияние на политической ситуацию в стране.

В политическом хаосе страны участвовали в не малой степени и буддисты. Да, те самые монахи, от которых в свое время император Камму сбежал в новую столицу – Хэйан, или просто – столичный город – Киото. Те самые монахи, которые занимались ростовщичеством по всей стране, зарабатывая деньги. Были у них и армии, и желание поучаствовать в общем движе. И они таки оказывали немалое влияние на политической ситуацию в стране.

В 1468 году брат сегуна – Асикага Есими – покинул расположение восточной армии и перешел в западный лагерь, тем самым дав им фигуру, по сути, равную сегуну. И естественно, сегуном его тут же и сделали. Правда, ничем он реально не правил, поскольку в западном лагере управляли всем те-же военные вожди, что и до этого, однако некоторую легитимность процессу это придавало.

В 1468 году брат сегуна – Асикага Есими – покинул расположение восточной армии и перешел в западный лагерь, тем самым дав им фигуру, по сути, равную сегуну. И естественно, сегуном его тут же и сделали. Правда, ничем он реально не правил, поскольку в западном лагере управляли всем те-же военные вожди, что и до этого, однако некоторую легитимность процессу это придавало.

Эпоху Сэнгоку дзидай – эпоху воюющих провинций – можно определять по-разному. По сути, всю первую половину эпохи Муромати мы видели планомерное скатывание ситуации в стране в хаос феодализма. Если раньше Сегун, как представитель всех воинов страны оттягивал власть на себя, уменьшая роль центральной власти, то теперь роль даже Сегуната становится все меньше, усиливаются военные дома, которые все чаще поднимают свои войска на бакуфу.

Эпоху Сэнгоку дзидай – эпоху воюющих провинций – можно определять по-разному. По сути, всю первую половину эпохи Муромати мы видели планомерное скатывание ситуации в стране в хаос феодализма. Если раньше Сегун, как представитель всех воинов страны оттягивал власть на себя, уменьшая роль центральной власти, то теперь роль даже Сегуната становится все меньше, усиливаются военные дома, которые все чаще поднимают свои войска на бакуфу.