Статьи по периоду Хэйан

Строительство новой столицы – города Хэйан – способствовало развитию и светской архитектуры. В это время возникает стиль Синдзэн Дзукури, что означает буквально «Спальный павильон», определивший архитектуру на следующие несколько столетий. Классическим примеров такого здания является императорский дворец в Хэйане: прямоугольное помещение, высоко поднятое на столбах, внутреннее пространство которого разделялось столбами на основное помещение, галереи по периметру и веранды. Постоянных перегородок не было, снаружи в качестве стен были съемные панели, а внутри – занавески и ширмы.

Строительство новой столицы – города Хэйан – способствовало развитию и светской архитектуры. В это время возникает стиль Синдзэн Дзукури, что означает буквально «Спальный павильон», определивший архитектуру на следующие несколько столетий. Классическим примеров такого здания является императорский дворец в Хэйане: прямоугольное помещение, высоко поднятое на столбах, внутреннее пространство которого разделялось столбами на основное помещение, галереи по периметру и веранды. Постоянных перегородок не было, снаружи в качестве стен были съемные панели, а внутри – занавески и ширмы.

Долгое время считалось, что в государстве периода Хэйан не было сколько-нибудь определенной военной организации, однако исследования показывают, что формирование военно-служилого дворянства – или Самураев – как новой социальной группы началось за долго до второй половины 11 века, когда они вышли на первые роли в обществе. Вообще целые роды, специальностью которых было военное дело, появились довольно рано, еще в 8 веке были потомственными воинами Отомо, Саэки, Саканоуэ, а с 9 века – Оно, Окура.

Долгое время считалось, что в государстве периода Хэйан не было сколько-нибудь определенной военной организации, однако исследования показывают, что формирование военно-служилого дворянства – или Самураев – как новой социальной группы началось за долго до второй половины 11 века, когда они вышли на первые роли в обществе. Вообще целые роды, специальностью которых было военное дело, появились довольно рано, еще в 8 веке были потомственными воинами Отомо, Саэки, Саканоуэ, а с 9 века – Оно, Окура.

Одним из мероприятий императора Камму, того самого, который и организовал переезд в новую столицу, было расширение системы образования. Студентам были увеличены стипендии, а поступать, по задумке императора, должны были не только дети чиновников высоких рангов, а все желающие по результатам экзаменов. Это должно было стать подобием Китайской системы, однако подобная система в Японии была заведомо обречена, поскольку в Японском обществе при поступлении на службу и получении ранга решающую роль играло происхождение и статус семьи, а не твои личные знания и способности.

Одним из мероприятий императора Камму, того самого, который и организовал переезд в новую столицу, было расширение системы образования. Студентам были увеличены стипендии, а поступать, по задумке императора, должны были не только дети чиновников высоких рангов, а все желающие по результатам экзаменов. Это должно было стать подобием Китайской системы, однако подобная система в Японии была заведомо обречена, поскольку в Японском обществе при поступлении на службу и получении ранга решающую роль играло происхождение и статус семьи, а не твои личные знания и способности.

Войну против сына Госиракава выиграл, однако его сторонники переметнулись на сторону императора, и противостояние перешло в стадию придворных интриг. Здесь более успешным был Император Нидзе, однако решающего перевеса он не получил. Успешнее всех разлад в императорской семье в своих целях использовал глава дома Тайра, даже после смерти императора Нидзе в 1165 году и возведения на престол малолетнего императора Рокудзе. Госиракава и тут не смог обрести тех полномочий, какими обладали могучие экс-тэнно былых лет. И Тайра Киемори этому всячески способствовал.

Войну против сына Госиракава выиграл, однако его сторонники переметнулись на сторону императора, и противостояние перешло в стадию придворных интриг. Здесь более успешным был Император Нидзе, однако решающего перевеса он не получил. Успешнее всех разлад в императорской семье в своих целях использовал глава дома Тайра, даже после смерти императора Нидзе в 1165 году и возведения на престол малолетнего императора Рокудзе. Госиракава и тут не смог обрести тех полномочий, какими обладали могучие экс-тэнно былых лет. И Тайра Киемори этому всячески способствовал.

Внук экс императора Сиракавы – император Тоба правил с 1107 года по 1123 год… ну, вернее сказать, занимал престол. Ему не удавалось проявить себя, поскольку вся реальная власть находилась у его могущественного деда. Отношения между ними были не простыми, и еще сильнее они обострились с рождением наследного принца – Акихито, будущего императора Сутоку – в 1119 году. Его матерью была Фудзивара Сеси, приемная дочь Сиракавы, и, ходили слухи, не только приемной дочерью она ему была.

Внук экс императора Сиракавы – император Тоба правил с 1107 года по 1123 год… ну, вернее сказать, занимал престол. Ему не удавалось проявить себя, поскольку вся реальная власть находилась у его могущественного деда. Отношения между ними были не простыми, и еще сильнее они обострились с рождением наследного принца – Акихито, будущего императора Сутоку – в 1119 году. Его матерью была Фудзивара Сеси, приемная дочь Сиракавы, и, ходили слухи, не только приемной дочерью она ему была.

Главной проблемой Ёримити Фудзивара было то, что ни одна из его дочерей так и не смогла произвести на свет наследника престола, хотя все, несомненно, сильно старались. И это было проблемой, поскольку род Фудзивара удерживал власть только близостью с Императором, поскольку каждый следующий правитель был родственником Фудзиварам по материнской линии. Оказывали влияние и на это и экс-императоры, которые после отречения продолжали участвовать в политической жизни страны, но со стороны.

Главной проблемой Ёримити Фудзивара было то, что ни одна из его дочерей так и не смогла произвести на свет наследника престола, хотя все, несомненно, сильно старались. И это было проблемой, поскольку род Фудзивара удерживал власть только близостью с Императором, поскольку каждый следующий правитель был родственником Фудзиварам по материнской линии. Оказывали влияние и на это и экс-императоры, которые после отречения продолжали участвовать в политической жизни страны, но со стороны.

В 1028 году в провинции Симоса вспыхивает восстание, предводителем которого стал Тайра Тадацунэ, дальний родственник известного в прошлом мятежника Масакадо. Он владел значительными участками земли, налог на которую платить не хотел, а местные управляющие с его войсками соперничать не могли. Для подавления восстания был отправлен отряд из 200 воинов, который более 2 лет пытался справиться с мятежником.

В 1028 году в провинции Симоса вспыхивает восстание, предводителем которого стал Тайра Тадацунэ, дальний родственник известного в прошлом мятежника Масакадо. Он владел значительными участками земли, налог на которую платить не хотел, а местные управляющие с его войсками соперничать не могли. Для подавления восстания был отправлен отряд из 200 воинов, который более 2 лет пытался справиться с мятежником.

В 909 году главой Фудзивара становится младший брат Токихира – Тадахира. Он уступал своему брату в управленческих навыках, однако он добивается назначения на должность императора своего племянника, а сам Тадахира был регентом. Именно при его правлении проводятся реформы, де факто признающие недееспособность законодательства в рамках системы Рицуре обеспечить поступление налогов. Самостоятельность местной знати становится сильнее, признаются и частные земельные владения.

В 909 году главой Фудзивара становится младший брат Токихира – Тадахира. Он уступал своему брату в управленческих навыках, однако он добивается назначения на должность императора своего племянника, а сам Тадахира был регентом. Именно при его правлении проводятся реформы, де факто признающие недееспособность законодательства в рамках системы Рицуре обеспечить поступление налогов. Самостоятельность местной знати становится сильнее, признаются и частные земельные владения.

Ёсифуса Фудзивара обладал беспрецедентным влиянием, но у него не было сына, которому он мог бы передать это. Проблему решило усыновление им Мотоцунэ Фудзивара, сына своего брата Нагара Фудзивара. Именно при Фудзиварах на престол вошли первые Императоры, которые заняли трон будучи детьми.

Ёсифуса Фудзивара обладал беспрецедентным влиянием, но у него не было сына, которому он мог бы передать это. Проблему решило усыновление им Мотоцунэ Фудзивара, сына своего брата Нагара Фудзивара. Именно при Фудзиварах на престол вошли первые Императоры, которые заняли трон будучи детьми.

В новую столицу двор императора переехал в 794 году по воле императора Камму. Перенос столицы проходил на фоне непрерывных и не удачных попыток завоевать Эмиси – народ северо-восточной Японии. Эти события и по отдельности истощали казну государства, а оба вместе они стоили слишком дорого, так, что в один момент пришлось приостановить их обоих.

В новую столицу двор императора переехал в 794 году по воле императора Камму. Перенос столицы проходил на фоне непрерывных и не удачных попыток завоевать Эмиси – народ северо-восточной Японии. Эти события и по отдельности истощали казну государства, а оба вместе они стоили слишком дорого, так, что в один момент пришлось приостановить их обоих.

Согласно некоторым подсчетам, к концу периода Хэйан население Японии увеличивается примерно до 7 млн. человек. В социальном плане самые существенные сдвиги это изменение роли церкви, которая в этот период имела как экономические, так и военные ресурсы, и изменение роли военных домов, которые хоть и по-прежнему не признаются среди знати, но уже имеют политические возможности, иногда большие, чем у аристократии.

Согласно некоторым подсчетам, к концу периода Хэйан население Японии увеличивается примерно до 7 млн. человек. В социальном плане самые существенные сдвиги это изменение роли церкви, которая в этот период имела как экономические, так и военные ресурсы, и изменение роли военных домов, которые хоть и по-прежнему не признаются среди знати, но уже имеют политические возможности, иногда большие, чем у аристократии.

Вслед за периодом Нара начался период расцвета Японской культуры. Период, когда появляется литература женского потока, создается слоговая азбука. Свои произведения пишут Мурасаки Сикибу, Идзуми Сикибу, Сэи Сенагон. Это золотой век Японской культуры – период Хэйан.

Вслед за периодом Нара начался период расцвета Японской культуры. Период, когда появляется литература женского потока, создается слоговая азбука. Свои произведения пишут Мурасаки Сикибу, Идзуми Сикибу, Сэи Сенагон. Это золотой век Японской культуры – период Хэйан.