История Японии: Период Хэйан. Часть 2

Согласно некоторым подсчетам, к концу периода Хэйан население Японии увеличивается примерно до 7 млн. человек. В социальном плане самые существенные сдвиги это изменение роли церкви, которая в этот период имела как экономические, так и военные ресурсы, и изменение роли военных домов, которые хоть и по-прежнему не признаются среди знати, но уже имеют политические возможности, иногда большие, чем у аристократии.

Традиционное положение было таким, что более старые и знатные дома считались лучше и престижнее, что и приводило к постепенной герметизации придворного сообщества к концу эпохи. Принцип, по которому должности распределяли на основе личных качеств, выявленных посредством экзамена, распространения не получил, хотя в какой-то момент хотели заимствовать из Китая и его.

Более того, если в прежние периоды была некоторая политика на интеграцию приезжих с материка в общую массу Японцев, то теперь верх в этом вопросе взяла старая аристократия, которую это положение вещей совсем не устраивало. И произвели буквально перепись родов, проживавших в столичном регионе, задачей которой было выявить происхождение рода, и отделить тех, чьи предки понаехали с материка от тек, чье предки произошли от богов.

Но некоторые рода происходили и от самого императора. Дело в том, что прямым следствием главной обязанности императора – делать детей – являлось их большой количество, детей то есть. И со временем содержать их становилось накладно, поэтому, когда по одному, а когда массово, принцы и принцессы отделялись в самостоятельные рода. И естественно такие рода были знатными, что изнутри раздувало и без того раздутую аристократию. Позже научились регулировать размер императорского рода посредством монашества.

Размывалась и система рангов. Если раньше семей, чьи дети получали 1-3 ранги было около 20, а семей, чьи дети получали 4-6 ранги около 200, то теперь, не смотря на протесты знати, практиковалась продажа рангов, а наличие ранга не гарантировало получение привилегий и должности, положенных с ним. И хотя высокие ранги продавались крайне редко, такие факты все же известны.

При этом было определенно, представители какого рода чем занимались – какие дома были регентскими, какие занимали министерские должности, а кто – должности советников. Менее знатные дома были чиновниками младших рангов, чьи обязанности были связанны с воплощением в жизнь решений, принятых выше.

Однако около 95 % чиновников были чиновниками 6 ранга и ниже, а также служащие без рангов из неблагородных семей. Эти люди занимались контролем и обеспечением повседневной деятельности столицы.

Провинциальная знать в условиях упадка сложившийся системы получала значительную власть на местах. Причем управителями провинций назначались столичные чиновники, а вот уже управителями уездов назначались что-то из местной знати. При этом должности уездных управителей передавались по наследству и были пожизненными.

Но даже на таком уровне они умудрялись создавать массу неприятностей государству: поддерживали восстания, вступали в прямой вооруженный конфликт с управителями провинций. Некоторые из них имели значительные вооруженные силы.

При этом всем, не смотря на имевшуюся у них реальную власть, социальный престиж столичных чиновников был значительно выше, чем такой местной знати. И получение придворного ранга все еще было заветной целью многих провинциальных знатных родов.

;