Школа Легизма: история создания и основы учения

Вступление

Несмотря на то, что в современной европейской традиции политология достаточно хорошо развита, в голове обывателя все равно политические и экономические системы обрастают не имманентными им свойствами. Мы очень часто под демократией понимаем какую-то абстрактную власть народа. Другие вообще напрямую связывают капитализм и демократию, утверждая, что, например, при социализме ее не может быть, или наоборот. Третьи внедряют такую абстракцию, как диктатура, определяя ей все неугодные им системы.

Абстракция

Причем работает это в обе стороны. Примерно, как современные коммунисты называют либералов фашистами только за то, что те являются сторонниками капитализма, из которого обязательно должен вырасти фашизм. Либералы в ответ, так же старательно, называют коммунистов фашистами за какую-то тоталитарность, вроде как свойственную всему коммунизму. Деструктивные социальные движения почему то называют себя левыми, а те, кто выступает против деструктивных движений становятся правыми и вообще почти фашистами.

Или разные режимы, в которых номинальная конституционная демократия блокируется разными элитарными фильтрами, не допускающими до этой демократии неправильные идеи и партии и людей, а реальная власть принадлежит закостенелой кучке политиков, не пускающих в свой круг никого с воззрениями, отличными от своих, клеймят друг друга диктаторскими и тоталитарными, при этом отличаясь между собой только составом этих правящих элит.

Это связано с достаточно сильным уровнем абстракции в современной политологии. Например, демократия предполагает выборность правителей. При этом круг избирателей может быть расширен до всех совершеннолетних граждан страны, или ограничен цензом до узкого круга элит. Как и круг избираемых может быть ограничен законами, вплоть до представителей буквально пары кланов, которые являются элитами даже среди элиты, а разные правители будут иметь между собой родственные связи. Однако, мы не должны это путать с монархией, в которой правители также могли выбираться из представителей разных около властных кланов.

Можно вспомнить парламент, в который избиратели избирают своих представителей, что бы те представляли их интересы перед верховной властью. Однако, подобные институты регулярно мелькали и в монархиях. Можно вспомнить про неограниченную власть диктатуры, только всегда на практике это неограниченность власти ограничивалась интересами элит. А тоталитаризм начинается даже в самых либеральных системах там, где начинается реальная оппозиция не просто конкретному правителю, а всей правящей элите. Никакой свободы врагам свободы.

По итогу в Европейской политологии каждому конкретному случаю просто присваивается свое название и определение. Реально мы имеем десятки разных наименований форм правления, каждая из которых имеет свои особенности.

Легизм

На востоке в свое время люди более практично подошли к политической дифференциации, определив как ключевой параметр то, кто владеет реальными полномочиями на принятия решений в государстве. У нас, опять-таки, существует на этот случай условное противопоставление «монархия» - «демократия», с вкраплениями других умных слов, которые должны определить принадлежность конкретной группы элит.

Однако с точки принадлежности полномочий, все эти системы являются элитарными. Даже монархия, которой особо часто приписывают свойства какого-то «собственника всей страны», который типа не должен давать воровать элитам, потому что это все его собственность. К монархии, конечно же, это не имеет никакого отношения, поскольку при монархии реальная власть и принадлежит этим самым элитам. Даже абсолютная монархия на практике абсолютна только до границ интересов элит.

Но в идеальном политологическом смысле, система с правителем – собственником, противостоящим коррумпированным элитам есть. Сегодня я предлагаю обратиться к одному древнему Китайскому учению, которые мы знаем под древним Китайским словом «Легизм». Возникла и сформировалась эта школа в период правления династии Чжоу, точнее Восточной Чжоу. Иногда сужают до периода Сражающихся Царств, который был частью периода правления Восточной Чжоу, однако сама идея школы закона возникла несколько до периода сражающихся царств.

По традиции времени, в которое возникло это учение, его относят к Философским школам. Вообще в этот период Китайская цивилизация оказалась очень продуктивна на различные философские школы, охватывающая различные аспекты жизни общества, и этому были объективные причины. Школа Законников – а так буквально и переводится Китайское название школы – касается в первую очередь теории устройства государства и государственного управления. В чем же была суть этого учения, и зачем Китайцам вообще потребовалось об этом думать?

Ситуация в Китае
Образование Китая

Чтобы понять суть легизма, нужно уточнить, в каких условиях возникла эта философская школа. Мы, люди Европейской культуры, очень своеобразно представляем историю, все-таки все современные наши народы выросли на основе или по соседству с другими, более древними народами или странами, от которых много чего перенималось. И много чего, что было перенято у более развитых народов и государств, нам кажется очевидным и естественным. Поэтому нужен небольшой экскурс в историю древнего Китая. Нам нужно понять, что же из себя представлял мир вокруг Китая.

Насколько Китай древен споры не утихают. Сами Китайцы, без ложной скромности приписывают себе историю в 5 тысяч лет, европейские историки, не без зависти, конечно, говорят, что именно Китайской цивилизации около 3.5 тысяч лет, а оснований считать более ранние народы, проживавшие на территории современного Китая – имевшими отношения к Китайцам – нет.

Есть важное отличие образования Китайского государства от Европейского средневековья, когда образовывались государства современной Европы, которые строилось на руинах уже достаточно развитого Римского государства и по соседству с развитой Византией. Европейцы переняли у более развитых культур основные принципы построения государства. Китаю же, за пару тысяч лет до европейцев, приходилось их изобретать. Легизм, Конфуцианство, государство, основанное на законах или элитах, это все будет позже. Древние Китайцы даже не представляли, что государством можно управлять с помощью чиновников или законов. Поэтому первое государство собиралось на основе власти сильного князя над окрестными племенами, которые подчинялись ему. А для контроля земли могли раздаваться родственникам и союзникам, образуя таким образом феодальные цепочки подчинения, что потом сыграет в развале, пока что относительно единого государства.

То есть существовало древнекитайское государство - и Шан, и пришедшее ему на смену государство династии Чжоу – как некое родоплеменное образование. Грубо говоря, племя Шан оказалось сильнее всех в своем окружении, и на основании этого собрало вокруг себя государство. Ну, насколько это можно было называть государством, поскольку, хотя там уже существовала письменность, нужная сугубо для хозяйственной деятельности, с организацией государства все было не очень хорошо. Собственно, первые попытки как-то правильно все отрефлексировать и организовать относятся уже к середине первого тысячелетия до нашей эры, то есть ко времени Чжоу, причем восточного Чжоу.

Поднебесная

Междуречье рек Янцзы и Хуанхэ это одна из точек зарождения цивилизации. Но цивилизация не зарождается из ниоткуда, комфортный климат и плодородные почвы на данной территории создали условия, в виде достаточного прибавочного продукта, необходимые для формирования первых государственных образований. И древний Китай не был окружен безжизненной пустыней, вокруг жили варвары – некие племена, которые не могли позволить себе объединиться в государство, как правило кочевники или горцы. Или слабо организованные племена земледельцев, возможно, также имевших свое небольшое племя, княжество или еще какое образование. Современные люди мыслят категорией границ, которые у государства непременно должны быть, а тогда это было некой условностью, как и принадлежность некоторых территорий и племен к некоему государству.

И определить границы древнего Китайского государства в каждый конкретный момент проблематично. Здесь можно оперировать термином "поднебесная" для обозначения некоего цивилизационного кластера, который постоянно расширялся, расселением Китайских земледельцев на новые земли, или включением в орбиту цивилизации варварских племен, или небольших независимых до этого момента княжеств.

К моменту прихода к власти династии Чжоу территория занимаемого ими государства была очень небольшой, к моменту падения этой династии – конце периода сражающихся царств и началу империи Цинь, территория поднебесной была уже гораздо внушительнее.

Феодализм Чжоу

Однако, параллельно с ростом территории этой самой условной поднебесной, происходило и ослабление центральной власти, поскольку никаких других форм управления территорией и государством кроме как посредством управляющих этой землей более мелких феодалов не существовало. В стране постепенно расцветал феодализм, скатывая государство к полной раздробленности периода сражающихся царств. И происходило это посредством двух противоположных процессов. Одни государства расширялись, поглощая более мелкие княжества, однако расширяясь они усиливали своих вассалов, с помощью которых, зачастую, и вели войны, поэтому параллельно другие государства теряли контроль над своими вассалами и распадались сами на мелкие княжества, которые потом мог кто ни будь поглотить.

Усиливало феодализм в поднебесной и традиционная структура китайского общества. Каждый китаец был не просто гражданином своей страны, как это устроенно в современном обществе, он был частью своей маленькой ячейки общества, которая была частью более крупной ячейки. И внутри этих ячеек были свои правила и свои порядки, и своя иерархия. Такая самоорганизация была крайне удобна в условиях, когда никто даже представить не мог, что государство может управляться с помощью законов и чиновников, которые проникали во все сферы жизни общества. Эта структура позволяла сама поддерживать порядок внутри себя. Однако, такая структура и разделяла общество, поскольку аристократы объединяли под собой часть таких ячеек, тем или иным образом связанных с ними, и регулировали в обход государства все сферы жизни этих ячеек.

Социальные изменения

Однако все было бы слишком просто, если бы все было так, и никак не менялось. А менял ситуацию прогресс. Развиваются товарно-денежные отношения, появляются железные инструменты. Если до 7 века до нашей эры ситуация была в целом как я описывал выше, а землю разделяли поровну внутри ячеек общества – общин, то постепенно эти факторы приводили к расслоению общества и желанию некоторых семей выделиться из общины вместе с землей, забрав ее уже в свою семейную собственность. Это подрывало общину как основную форму существования общества и проводило к социальному расслоению, при чем не всегда такие выделившиеся непременно богатели.

А усиление имущественной дифференциации общества приводит к тому, что самые бедные крестьяне разоряются и закладывают или продают свои участки, идут на работу к более богатым соседям или в города, которые разрастаются с развитием ремесла и торговли. Таким образом за несколько веков земля массово переходит из собственности общины, в частную собственность крупных владельцев. А это создавало проблемы со сбором налогов и податей, которая в большой степени тогда была подушная, к тому же провоцировала богатых скрывать реальные масштабы своих владений, занижая налоги, а с бедных просто нечего было взять. Однако, помимо этого, расслоение приводило к росту коррупции и социальной напряженности, когда богатые давали чиновникам взятки, чтобы освободить себя от тех или иных повинностей.

И вот на фоне этой борьбы правителей с вассальной им родовой аристократией, происходило еще одно движение в социальной структуре общества, появлялась новая прослойка, между элитами и остальными бедными жителями страны, это обедневшая аристократия или разбогатевшие купцы, которые были достаточно образованы, чтобы заняться рефлексией всего происходящего, а происходило, как мы видим, много чего, и им точно было над чем поразмыслить. А еще их охотно привлекали на должности чиновников, вплоть до должностей самых высших советников, в соседние царства, так как там они не были связаны с местными аристократами или другими местными богатыми и влиятельными домами. И цари в них видели союзников по управлению государством и противостоянию своим элитам.

В это время создается множество школ и философских течений, которые пытаются понять, как они докатились до жизни такой, уже тогда было представление о том, что раньше было лучше, а за образцы ставили мифических правителей прошлого. Но нас интересуют в первую очередь те, кто рефлексировал над проблемами организации управления государством. И хотя размышляли над этим многие, наиболее плодотворными в этом оказались две школы, знаменитое Китайское противостояние двух доктрин управления государством: конфуцианства и легизма. Противоположные по методам, но стремящиеся к одному – идеологическому обоснованию сильного государства.

Основоположники Закона
Гуань Чжун

Говоря о легизме, необходимо упомянуть и о тех, чье мировоззрение влияло на основателей легизма. Мы знаем о Шан Яне, действовавшем в царстве Цинь, но различные царства Китая были развиты не одинаково. Так получилось, что Цинь долгое время было среди отстающих, и те проблемы, что Шан Ян решал в Цине в 5-4 веках до нашей эры, в других царствах решались уже в 7-6 веках до нашей эры. Например, Гуань Чжун в царстве Ци.

Ци в 7 веке до нашей эры было богатым царством с развитой торговлей, но это усилило имущественную дифференциацию в деревне, из-за чего обедневшие общинники начали бежать с земли, что уже било по казне. Нужно было как-то поставить весь народ на службу правителю и государству, заставить всех подчиняться. Где-то в это время Гуань Чжун занимал пост премьер-министра в Ци, точнее с 685 г. до н. э. и до своей смерти в 645 году до н.э., и за 40 лет его управления Ци стало самым могущественным государством в этот период.

Гуань Чжун первым в истории Китая сформулировал идею об управлении страной на основании закона. При этом он утверждал всеобщность закона: Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые — все должны следовать закону. А для реализации этого он ослаблял наследственную аристократию, которая стремилась к независимости и не желала подчиняться правителю государства и законам в особенности, и укреплял царскую власть.

Особенностью его концепции было то, что он пытался поставить закон над правителем, однако более поздние теоретики легизма оспаривали именно эту идею. По Гуань Чжуну, закон стоит над государем, сам правитель обязан выполнять его директивы, но в то же время вся полнота политической и экономической власти в государстве должна находиться в руках правителя. Никакого участия этит в этом не предполагалась. Как одно из средств борьбы с аристократией он стремился ограничить права наследования аристократии высших административных постов и установить назначение на эти посты по иному принципу, выбирая достойных кандидатов.

Главным источником благосостояния государства он видел сельское хозяйство, а от торговли видел лишь вред, отчего хотел запретить ее. Это помогло бы вернуть в поля значительную часть крестьян, осевших в городах, работая в торговле или ремесле. Выступал он и за раздел страны на уезды по новому принципу, и назначения в уезды управляющих из центра. Это должно было разрушить старые родовые связи, когда управляли страной на местах представители родовой аристократии, что неизбежно приводило к феодализации и раздроблению страны. Причем это все рождало споры. До какой степени нужно пытаться разрывать связи и делить страну? Не окажут ли законы негативного влияния, когда люди потеряют страх перед правителем в силу того, что будут ориентироваться на законы, а не на его власть?

Цзы Чань

Еще одним важным человеком в истории Легизма является Цзы Чань, правитель государства Чжэн. Это персонаж из историй об интригах, скандалах и придворных страстях, коими было полно то время. Царство Чжэн было одним из небольших китайских государств, и, как было абсолютно нормальным в этот феодальный период, правитель был лишь номинальным главой государства.

Цзы-чань родился в аристократической семье, его дед был правителем, а отец входил в олигархический триумвират, управлявший царством, ну, по крайней мере до тех пор, пока в 562 году до н. э. члены триумвирата не были убиты во время мятежа аристократических кланов. Цзы-чань принял участие в подавлении мятежа.

После к власти пришел регент Цзы кун, который попытался установить абсолютизм и ввести закон, предписывающий беспрекословное повиновение его воле. Однако Цзы-чань выступил против этого, уговорив правителя сжечь законопроект. В 553 году до н. э. Цзы-кун повторил попытку узурпации власти, опираясь на поддержку южного царства Чу, однако был убит в ходе государственного переворота под предводительством Цзы Чаня. Победители составили новый триумвират, управлявший страной после смерти Цзы-куна.

В 542 году до н. э. в стране произошёл очередной политический кризис, вызванный столкновением аристократических кланов. Тогда новый регент Цзы-пи передал власть в государстве Цзы Чаню, пользовавшемуся широкой поддержкой. С этого момента Цзы-чань управлял царством Чжэн вплоть до своей смерти в 522 году до н. э.

Цзы-чань был первым в истории Китая правителем, который опубликовал письменный свод уголовных законов. В 535 году до н. э. он приказал отлить бронзовый треножник с текстом уложения о наказаниях. Эта реформа привела к демократизации судебного процесса: каждый свободный человек получил возможность самостоятельно изучить текст законов, обратиться в суд с устным иском и поручить кому-либо защиту своих интересов.

Одним из последствий реформы стало резкое увеличение количества судебных исков, из-за чего правление Цзы-чаня вошло в историю как «эпоха сутяжничества». Некоторые источники сообщают, что тюрьмы были переполнены до такой степени, что уже не считалось позором быть заключённым. В то же время появились условия для развития адвокатской практики.

Его, безусловно, можно считать легистом, поскольку он развивал идею создания фиксированного и всеобщего свода законов, в противоположность старой идее управления через аристократию, которой в значительной степени придерживались к Конфуцианцы. Однако, он резко отринул идею установления диктатуры Цзы куном, выступив с достаточно демократических позиций, что явно идет в разрез с, как традиционно считается, диктаторской традицией легизма.

Ли Куй

Следующей важной для легизма персоной можно выделить Ли Куй — китайского государственного деятеля государства Вэй 5 века.

Был наставником властителя и канцлером государства Вэй. Совершил административные, политические и правовые реформы. Способствовал ослаблению рабства и усилению закона над традициями. Благодаря ему был создан мощный бюрократический аппарат, опиравшийся на личные качества чиновников, их преданность повелителю, а не знатность, что является элементом традиционной для того времени борьбы между аристократами и правителями государств, и впервые отражает главную идею легизма: управление через бюрократию и законы, а не через аристократию и элиты.

Также Ли Куй много сделал для повышения производительности сельского хозяйства, преодоления проблемы голода, так были созданы государственные закрома для хранения зерна, которое покупалось у землевладельцев в урожайные годы, не позволяя ценам на продовольствие упасть, но также которое продавали по фиксированным ценам в сложные периоды, опять таки не позволяя ценам на продовольствие неконтролируемо расти. Был установлен земельный налог, который рассчитался из урожайности земли и составлял некоторый процент среднего ожидаемого урожая.

Также Ли Куй издал сборник законов — «Фадзин», или «Книга законов царства Вэй», в которой попытался систематизировать существующие законы. Для этого, Ли Куй собрал и упорядочил законы всех государств, существовавших тогда на территории Китая. Прописал он в законах и процедуру ареста и правила увеличения или уменьшения наказания. При этом он впервые в законах определил и разделил преступления против имущества и преступления против личности. Это, опять-таки, несколько противоречит традиционному представлению том, что легизм не разделяет тяжесть преступлений и не устанавливает пропорциональную тяжести меру наказания.

У Ци

Еще одним деятелем, которого также можно отнести к Легистам по его практической деятельности был У Ци. Он родился около 440 года до н. э. в царстве Вэй, поступил на службу к правителю царства Лу. Когда царство Ци напало на царство Лу, У Ци был назначен полководцем со стороны Лу, и Лу победило Ци. Однако, где бы он не оказывался, как сейчас, так и в дальнейшем, его окружали недруги, которые вредили его карьере. Так в царстве Лу, У Ци был очернён недругами, и правитель Лу сместил его. Тогда У Ци переехал в царство Вэй, и служил правителю Вэнь Хоу, а после его смерти — его сыну У Хоу. Под руководством У Ци Вэйская армия успешно сражалась против царства Цинь. Однако и здесь он приобрёл себе недругов, и под давлением интриг, складываемых против него, был вынужден покинуть и это царство.

После этого У Ци отправился в царство Чу. Чуский правитель Дао-ван, который много слышал про У Ци, сделал его первым министром. По инициативе У Ци в царстве Чу были проведены реформы, направленные на централизацию власти. Реформы У Ци способствовали усилению и военным успехам царства Чу. Однако, эти реформы, которые носили явный легистский характер, то есть были направлены против элиты, вызывали недовольство у пострадавших от них аристократов. И когда Дао-ван умер, против У Ци был организован заговор. По легенде его убили прямо у гроба Дао-Вана, что было воспринято как дикое надругательство над усопшим правителем, и сын Дао вана, взошедший на трон, казнил за это святотатство всех участвовавших в убийстве и их родственников.

Шан Ян
Происхождение

И вот только сейчас мы наконец дошли до того человека, которого считают основателем легизма, хотя, как видим, и до него уже были сформулированы и даже воплощались на практике главные идеи легизма. Кем же был он и что он привнёс в школу? Он был выходцем из сословия книжников, из обедневшей аристократической семьи из царства Вэй. Как это как правило происходит в истории на востоке, Шан Ян — это не его имя, полученное при рождении, но мы все-таки знаем его так, так его и продолжим называть. Он предложил радикальные реформы правителю Вэй, но получил отказ, после чего в 361 году до нашей эры отправился в Цинь, где в этот момент правил Сяо Гун, которому идеи Шан Яна пришлись по душе.

Идеи - сельское хозяйство

Что же конкретно предлагал Шан Ян? Самое главное, чему он отводил самую важную роль в своей деятельности, было сельское хозяйство. Его проект перестройки всего государства был поставлен в зависимость от решения зерновой проблемы. Перед правителем от ставил задачу накопления больших запасов продовольствия для содержания большого количества чиновников и ведения завоевательных войн.

А если учитывать планы по замене старого аристократического управления государством на новое, опирающееся на бюрократический аппарат, который находится на содержании государства, зерна требовалось действительно много. Шан Ян подчеркивал, что «государство добивается процветания при помощи двух средств: земледелия и войны».

И важную роль в этом играло упорядочивание законов и правил, касающихся сельского хозяйства. Земли поднебесной того периода были очень часто запущены, так как крестьяне покидали их, из-за разорения или произвола чиновников и феодальных элит. Требовалось ввести единые правила сбора налога, желательно в зависимости от урожая, а также выполнения трудовых повинностей - с одной стороны, с другой стороны обуздать чиновников, сделав их не феодальными управляющими своими наделами, а просто государственными служащими, выполняющими конкретную функцию. Это было важным элементом борьбы против аристократических элит.

Что касается самих ушедших с земли крестьян, как и многие прото-легисты в других княжествах до него, он был обеспокоен последствиями разложения свободного общинного крестьянства и хотел вернуть крестьян в поля, остановить разорение крестьянских хозяйств и бегство крестьян в города. Для этого он планировал законсервировать общину и запретить выход из нее беднякам, которые могли уйти в город или податься в наемные работники или рабы к богатым землевладельцам, чиновникам-землевладельцам или к аристократии. Всех этих людей разложение общины только усиливало, земли концентрировались у них, к ним же шли и бедные крестьяне.

При этом, чтобы вернуть крестьян в поля нужна была земля, а решиться на экспроприацию земли крупных землевладельцев Шан Ян не решался, так как они зачастую выступали союзниками правителя и Шан Яна в борьбе против родовой аристократии.

Но, с другой стороны, Цинь много присоединяло к себе варварских земель, в государстве было много не освоенной, но пригодной для ведения сельского хозяйства земли, которую таки нужно было осваивать. И он предлагал осваивать целинные земли, на которые можно возвращать безземельных или зависимых ранее крестьян. Также, для этого в том числе привлекали колонистов из других княжеств, особенно старых внутренних, которые были значительно перенаселены.

Идеи - экономика

С торговцами и ростовщиками же Шан Ян, наоборот, борется. Он предлагает экономическими рычагами ограничить частную торговлю, особенно зерном, на чем наживались спекулянты, скупая зерно дешево в урожайные годы, и продавая дорого в неурожайные. Он предлагал заняться тем же самым государству, но не спекулируя ценами, а наоборот, смягчая изменения цен. То есть, чтобы в урожайные годы цены чрезмерно не падали, а в не урожайные слишком сильно не росли. Эти же меры отобьют у спекулянтов прибыли и желание заниматься торговлей.

Также Шан Ян предлагает существенно повысить пошлины на продажи товаров. При этом он не выступает за полный запрет торговли, он отводит торговле роль распространения товаров и доставки их от производителя до потребителя. Но не более того, любой спекулятивный элемент из торговли он хочет искоренить, а торговцев не должно быть слишком много, так как это не создает конкуренции между ними, а говорит, скорее, о некоем спекулятивном элементе, который привлекает их легким заработком.

Заслуживает внимания и предложение о введении государственной монополии на разработку природных богатств. Сюда входят как водоемы, так и горы и полезные ресурсы. Таким образом Шан Ян хотел исключить возможность получения кем-то пассивного дохода, когда, например, частное лицо могло владеть водоемом и просто собирать деньги за пользование им. Зарабатывать все должны были только своим трудом, и желательно – сельским хозяйством.

Не редко можно услышать, что к нежелательным и даже вредным элементам относились и ремесленники. Это сомнительная мысль, поскольку уже в то время государство не могло существовать на одном сельском хозяйстве, продукция ремесла требовалась везде, и в дворце правителя, и особенно в армии, которая нужна была легистам.

Идеи - закон

В политической части своей программы, Шан Ян полемизирует с Конфуцианцами. Он критикует их образ правителя, как нереальный, считая, что человеколюбивый правитель не может заставить других быть человеколюбивыми, а справедливый правитель не способен заставить других быть справедливыми. Напомню, что в Конфуцианстве сила личного примера играет важную роль, и заставить людей быть правильными нужно силой своего примера.

В свою очередь, наследуя идеи предыдущих законников, Шан Ян выступает за абсолютную власть монарха и ограничение власти аристократии через законы, единые для всех, кроме правителя. Нет, он, конечно, призывает правителя соблюдать собственные законы, однако он даже мысли не допускает о том, что кто-то может наказать или сместить правителя за несоблюдение законов.

И при этом он тут же сам впадал в идеализм, считая, что просто сформулированные и понятные простым жителям законы будут работать только по факту своего существования. То есть, если придумать закон, по которому мерой наказания будет смертная казнь, и достаточно просто и доступно всем его сформулировать и до всех донести, то казнить никого не придется – люди сами будут соблюдать закон и не будут его нарушать.

Еще одной спецификой предлагаемой Шан Яном системы было то, что с помощью закона он устанавливал прямую связь между простым крестьянином и правителем. Это позволяет бороться со злоупотреблением на местах, когда крестьянин, видя незаконность деятельности чиновников – он может обратиться к чиновнику выше. Эта забота об интересах народа связана в первую очередь с необходимостью контролировать чиновников и власть на местах, чтобы избежать проблем с ними, бунтов и сепаратистских настроений среди элит.

Это полностью противоречит традиционной системе, более иерархичной, или становящейся феодальной системе, где власть на местах принадлежит местным правителям, или конфуцианской системе, где вся трактовка правил остается за элитами, а крестьяне могут лишь соблюдать спущенные на них сверху правила в соответствии с трактовкой местной власти.

Считается, что Шан Ян отвергал связь, между мерой наказания и тяжестью содеянного –необходимо жестоко карать даже за малейшее нарушение приказов царя. При этом сложно утверждать, что такая мера была реализована на практике, поскольку в истории есть факты, противоречащие этому. Возможно. это или более поздняя приписка, или эта идея была отвергнута самим Шан Яном.

А для лучшего контроля, была введена система круговой поруки, когда за твои преступления отвечали все, твои родственники, соседи, коллеги. Это было противопоставлением Конфуцианству, по которому человек не должен доносить вообще. Более того, в общинах, которые до этого исполняли судебную функцию, доносить за пределы общины о том, что происходит внутри просто было не принято, и круговая порука была в большей степени попыткой сломать это.

Исполнять же все должно чиновничество, преданное царю. Любой человек теоретически мог стать таким чиновником, тогда бывший крестьянин будет благодарен царю за свое нынешнее благополучие, и будет верно ему служить.

Идеи - бюрократия

Аристократия занимала свою позицию и играла ту роль, которую играла в первую очередь благодаря наследственной передаче административных должностей и рангов знатности. Это и была законная основа феодализма в поднебесной того периода, поскольку существенных правовых различий между правителем государства в государстве, и аристократичным правителем какого-то региона в его регионе не было.

Более того, раз должность управления каким-то регионом наследственная, как и ранг знатности, эти люди не особо зависели от правителя, и в определенный момент могли воспринимать себя, как независимых правителей самостоятельных государств. Как это регулярно происходило в период сражающихся царств.

Для борьбы с этим нужно было принять другую систему передачи рангов знатности и административных постов. Не по наследству, а по некоему иному принципу. Фактически назначаться на важные посты и получать ранги знатности должны были люди, не являющиеся представителями аристократии. Это рождало некоторые социальные лифты.

При этом Шан Ян выступал за принцип равных возможностей, когда стать чиновником мог кто угодно. Естественно, были тут и свои приоритеты, так предпочтение отдавалось служившим в армии людям, отличившимся в боях. Это стимулировало сразу два процесса, во-первых, люди охотнее шли в армию, воспринимая это как социальный лифт, а во-вторых, чиновниками становились люди, более преданные самому правителю, чем каким-то отдельным кланам.

Еще одним способом подняться была покупка должностей и рангов. Однако здесь в первую очередь имелась в виду покупка за сдачу достаточного количества излишков зерна, то есть купить могли наиболее богатые и продуктивные земледельцы, что, также, способствовало развитию сельского хозяйства, как основы экономики страны в то время. Сдача большого количества зерна даже приравнивалась к воинской доблести.

Одновременно, члены знатных домов, не имевшие воинских заслуг, не могли быть внесены в списки знати. Вероятно, здесь все же имелось в виду внесение тех, кто не был в этих списках ранее, то есть детей знатных домов. Они ограничивались в первую очередь в роскоши: размерах полей, количестве домов и слуг, одежде – даже если имели деньги на все это. Имевшие же заслуги имели право на роскошь в соответствии со своим рангом.

Идея – образование и культура

При этом, наличие социальных лифтов, и принцип «равных возможностей» при выдвижении людей на должности чиновников, на которых представителей родовой аристократии и богатых семей планировали заменить более контролируемыми царем представителями низших классов, говорят о том, что в том или ином виде образование было доступно людям. И рассказы о том, что всех он держал в черном тебе без образования и культуры, вероятнее всего, поздние преувеличения. Но доля правды тут есть, Шан Ян не любил гуманитарное образование, и в особенности Конфуцианцев.

Шан Ян выступил как ярый противник культуры во всех ее проявлениях. Легист призывал уничтожить книги, музыку, нормы этики конфуцианцев, почитание старых порядков, к тому, от чего нужно избавляться, он причислял и стремление беспечно жить на склоне лет, пристрастие к роскоши, красивой одежде и вкусной пище, стяжательство, пренебрежение своими обязанностями. Чтобы не обманываться, нужно понимать, что это все было доступно только аристократам или представителям богатых семей, с которыми легист и боролся. Простому народу и так это не было доступно.

При этом, если говорить о простом народе, то тут позиция Шан Яна была такой, что ничего не должно отвлекать крестьян от земледелия, и ничего не должно стоять между крестьянином и государством. Тут дело в том, что общество в то время только отходило от общинного строя, который был крайне склонен к скатыванию в феодализм, потому как крестьяне подчинялись не государственным чиновникам, или правителю, а главам общин, которые, в свою очередь, могли по тем или иным соображениям поддерживать не государство, а аристократические кланы. Поэтому, для создания полноценного централизованного государства общины в том виде нужно было разрушить. А для этого нужно было ограничить или запретить внутриобщинные культурные мероприятия, которые могли объединить людей вокруг общины.

Итоги

Идеи его не были новыми, но он был первым, кто смог полностью их реализовать, от и до, построив полноценную деспотию. Он явно недооценил роль чиновничества, когда оно достаточно укрепится, и в свое время это сыграет, конечно, однако он и не сталкивался с таким классом ранее, фактически создавая его. И в моменте реформы Шан Яна позволили государству достаточно усилиться, казна наполнилась, армия расширилась, аристократия потеряла прежнюю власть и во многом была заменена безликим серым чиновничеством.

Новые поля и больше крестьян обеспечивали страну едой. Естественно, это все легло тяжким бременем на крестьян, которые должны были еще больше работать и платить налоги, происходило усиление Цинь не только за счет торговцев и аристократов, хотя и они лишились своих сверх прибылей, наследственных привилегий и нетрудовых доходов, что все теперь шло в казну.

Но это дало свои плоды, и очень скоро армии царства Цинь не будет равных. Естественно, для всего этого требуется время, новые земли должны были быть освоены и заполнены крестьянами, реализован целый ряд важных экономических проектов и масштабных государственных строек, типа построения ирригационных систем для освоения новых целинных земель. Потребуется несколько десятилетий, чтобы значительно усилилась армия Цинь, и почти век, чтобы она стала достаточно сильной, для покорения поднебесной. Но все достижения знаменитого Ин Чжена, работавшего Цинь Шихуанди, являются прямым следствием реформ Шан Яна.

Легизм после Шан Яна: Хань Фэй
Хань Фэй

Другим представителем школы легистов был Хань Фэй. Трактат «Хань Фэй-цзы», написанный самим Хань Фэем и его учениками, представляет собой сочинение, обобщающее все теоретические достижения легизма.

Хань Фэй родился в 288 году до н.э. в знатной семье царства Хань. Уже в молодости интересовался идеями Шан Яна и Шэнь Бухая, конкретно его интересовали вопросы контроля над чиновниками. Учился у Сюнь Цзы, который считается конфуцианством, однако это не умалило его увлечение школой закона.

Он выделялся из других учеников, однако не мог проявить себя в ораторском искусстве, поскольку был заикой. Поэтому он посвятил себя написанию трактата, в котором и изложил свои взгляды на управление государством и народом. В качестве основы своего учения он как раз взял идеи Шан Яна и Шэнь Бухая, однако с момента реформ Шан Яна к этому моменту прошел уже век, в течении которого функционировал созданный бюрократический аппарат.

Проявились проблемы государства, построенного Шан Яном – чиновниками стало сложно управлять, чиновники часто стремились превратиться из людей, осуществляющих волю правителя в новую элиту, самостоятельно управляющую государством. Участились случаи злоупотребления властью. Как следствие, в своей теории Хань Фэй уделял сильное влияние контролю правителя над чиновниками и наказания чиновников.

Он предложил способ воздействия на чиновников с помощью наград и наказаний. Так чиновники должно получать высокие зарплаты, однако они всегда должны помнить, кому они этим обязаны, и они всегда должны бояться за жизни себя и своих близких в случае неповиновения. При этом они все должны следить друг за другом, писать доносы.

Правитель при этом не должен ни с кем делить свою власть, не допуская утечки в руки чиновников даже крупицы власти, которой будет достаточно, чтобы обратить ее против правителя. Особенно прочно в своих руках он должен держать право награждать и наказывать чиновников.

Естественно, в среде чиновников данный трактат был встречен холодно, по понятным причинам. А вот правителю царства Цинь, в котором легизм уже был государственной идеологией, данный трактат чрезвычайно понравился. Однако, после прибытия в царство Цинь – ирония судьбы, прям по его же трактату – его оговорил его бывший соученик Ли Сы, который был советником правителя царства Цинь Ин Чжэна.

Легизм и традиция (Хань Фэй Цзы)

Хань Фэй Цзы, в след за Шан Яном, поднимает вопрос о несовместимости легизма и общины, и о необходимости вырвать человека из общины. В общине люди будут придерживаться традиционных обычаев, что повлияет неизбежно и на чиновников, не желающих ссориться с общинами, и они скорее передут на управление по обычаям, а не по законам. А обычаи и закон не совместимы.

Хань Фэй Цзы привел тут два примера. В царстве Чу жил человек, отец которого украл барана. Человек донес на своего отца, но так как это нарушения традиции сыновьей почтительности, человека казнили. Это привело к тому, что в царстве Чу о преступлениях не докладывали. Естественно, это утрирование, необходимое для примера.

В царстве Лу человек ходил на войну, но убегал с поля боя. Когда его спросили, почему – он сказал, что у него престарелый отец, и, если человек умрет – не кому будет содержать отца. Это сочли почтительным поведением, и человека похвалили. А привело это к тому, что все стали бегать с поля боя. Конечно, это тоже утрирование, но все же.

Легизм и рефлексия (Хань Фэй Цзы)

Еще учитель Хань Фэя, Сюнь Цзы, предпринимал попытки объединить в одном учении легизм и конфуцианство, но не слишком успешно. Хань Фэй писал об этой идее, что это абсолютно противоречащие друг другу принципы: платить воином за отрубленную голову врага и продвигать милосердное поведение, давать ранги знатности успешным воинам, и верить в учение о всеобщей любви, опираться на воинов, но ценить людей культуры и ученых – так сильное государство не построишь.

Вот последнее нужно прокомментировать. Мы говорим все-таки об эпохе, когда производительность труда была не слишком высокой, а экономика держалась на сельском хозяйстве как основе. Конечно, никто не выступал против умственного труда или культуры как таковых. Все-таки, именно благодаря появлению класса представителей умственного труда появилась масса школ, в том числе и сам Легизм, и благодаря им же он и развивается. Но, как говорил Хань Фэй Цзи: рассуждающих об управлении государством масса, а само государство все беднеет, рассуждающих о сельском хозяйстве много, а соху в руках держат немногие. Необходимо разумное соотношение работающих головой и работающих руками.

Хань Фэй выделил несколько категорий народа, как паразитические. Ученые – на наши деньги это скорее политики-популисты – которые расхваливают путь прежних правителей, вытаскивая на свет все мифическое, что тем приписывается. Болтуны, которые занимаются тем же, но опираются не на мифических правителей прошлого, а на внешние силы. Спекулянты. Люди, которые уклонялись от налогов, повинностей и службы путем ухода в личную зависимость.

Вот по поводу спекулянтов нужно заметить, что речь не шла о запрете малого бизнеса как такового, а именно о целенаправленной спекуляции, когда человек специально покупал, например, зерно по дешевке, а позже продавал дороже. Если говорить о малом бизнесе в целом, то государство должно обладать экономическими функциями, и регулировать экономику страны, а не пускать все на самотек, ограничиваясь сбором денег, а дальше пусть делают что хотят.

Легизм и внешняя политика (Хань фэй цзы)

Если говорить о внешней политике, то нужно рассказать, чем занимались окружающие в это время. А в это время в Китае во внешней политике были популярны союзы. Разные страны объединялись в союзы для решения тех или иных задач. Союзы были не постоянны, различные государства переходили из одного союза в другой. В этих условиях не первую роль выходило высшее звено элит государство, которое и определяло, к какому союзу стоит примкнуть и оказывала на правителя давление для принятия им правильного решения. При этом, зачастую, эти самые элиты решали свои финансовые проблемы уже на этапе выбора ими самими стороны, и то, как государство закончит новую войну – им было не важно.

Хань Фэй, говоря о внешней политике, на первое место ставил внутреннюю. То есть никаких союзов и войн ради чужих интересов. Сначала решаются внутренние проблемы, государство приводится в порядок, чиновничество подчиняется, и только потом можно заниматься внешними делами. При этом полагаться на внешние силы нельзя, нужно опираться только на свои внутренние ресурсы. Цели войны – привычно легистские – захват территорий.

Империя Легизма: Цинь Шихуанди
Цинь Шихуанди

Последовательное осуществление преобразований Шан Яна выдвинули царство Цинь в число сильнейших царств Поднебесной, укрепив его экономику и армию. В 246 году до нашей эры, после смерти Чжуан Сянвана, на Цинский престол вступил Ин Чжен, в истории известный как Цинь Шихуанди. Строго говоря это титул. Цинь – название царства, а потом и империи, Ши можно перевести как начало, или в данном случае основатель, а Хуанди – это титул императора в Китае, который, впрочем, будет использоваться только после Цинь Шихуана. До него это были два разных слова – Хуан и Ди, оба обозначали правителя. Объединение их в один должно было обозначить его могущество. В целом Цинь Шихуанди переводится как император основатель Цинь.

Ко времени вступления на престол Ин Чжену исполнилось лишь 13 лет, до его совершеннолетия государством управлял его первый советник Люй Бувэй – крупный торговец из царства Вэй. Досталось им достаточно крупное царство, которое из раза в раз успешно вело войны с соседями, захватывая у них территории, что только усиливало Цинь. И в этом плане политика не поменялась, а войны продолжились.

А вот при приближении совершеннолетия Ин Чжена, его советник Люй Бувэй попытался захватить власть в свои руки. По крайней мере такие выводы можно сделать из имеющихся у нас исторических материалов, достоверно о таких вещах говорить всегда сложно. Приближенный Люй Бувэя втерся в доверие вдовствующей императрицы, и добившись через нее большой власти, поднял мятеж против императора. Мятеж был подавлен, а сам Люй Бувэй вскоре отстранен от должности и сослан. До вполне вероятного суда над собой он просто не дожил.

Это нам интересно с той точки зрения, что это была попытка в легитстском государстве установить власть, угодную некоторой группе элит, то есть организовать фактически анти легистский переворот. Позже, подобное произойдет уже после смерти Ин Чжена, против его сына. Непонятно, как в таких условиях власть легистов продержалась целый век? Неужели до этого никто из элит не предпринимал попытки взять власть в свои руки? Или все эти попытки были безуспешными? В любом случае, перед нами во всей красе встает вопрос устойчивости системы легистского государства.

Политические воззрения Цинь Шахуана

Решительные военные действия Ин Чжен начал в 230 году до н.э., и к 221 году до н.э. он завершает объединение поднебесной. К этому времени существовала самая главная практика – практика привлечения в одних царствах поднебесной людей из других царств. Причем речь идет не о высшей аристократии, наоборот, чем меньше связей у человека, тем больше вероятность пробиться куда либо, поскольку излишних связей с аристократией опасались уже сами правители. Это была интеллигенция, и была она в значительной степени обще Китайской. Что говорит о наличии к этому времени некоего осознания обще Китайского единства в обществе разных царств, что бесконечно упрощает задачу объединения поднебесной.

Интересной персоной в этом смысле является Люй Бувэй. Поздние конфуцианские историки, трудами которых мы во многом пользуемся, и одной из целью которые имели опорочить легистов, и конкретно Цинь Шихуана, приписывали ему свойства необразованного торговца, наглого и бесцеремонного. Однако, именно Люй Бувэй собрал вокруг себя гигантское количество ученых людей, которые должны были составить большой энциклопедический труд. И получившийся у них по заказу и под редактурой Люй Бувэя трактат включал в себя все современные ему философские мысли и идеи. И по приказу Люй Бувэя этот трактат был выставлен на всеобщее обозрение у городских ворот столицы царства Цинь.

Ин Чжен, определенно, имел возможность и изучать трактат, и беседовать непосредственно с участвовавшими в его составлении людьми. Он был достаточно любопытен, и искал ответы на имевшиеся у него вопросы, он изучал все основные философские учения поднебесной того времени, и накладывал их на то, что видел вокруг себя и на свою картину мира. А видит он интриги, заговоры, и попытки отстранить себя от власти. Это все мешает вписать в свое представление о реальности идеи даосов или конфуцианцев.

Пока не прочитал труды Хань Фея, поняв, что это именно то, что он искал. В то время произведения Хань Фэя еще не были собраны в единый трактат, говорится о двух книгах, прочитанных Ин Чженом, это «Ропот одинокого» и «Пять паразитов». Написал их автор ориентировочно в 235-234 годах до нашей эры, то есть попали к своему самому главному читателю они очень быстро. К слову, уже в 233 году Хань Фэй умер.

Содержимое этих книг в огромной степени было посвящено борьбе против чиновников, пытающихся отобрать власть у правителя. Это прекрасно легло на ту картину мира, которую видел перед собой Ин Чжен – предательства близких родственников, начиная от самой матери, интриги советников, включая самого Люй Бувэя, заговоры элит. А главный метод борьбы против таких чиновников Хань Фэй видел в легизме, и строгом следовании его доктринам. Назначении на посты достойных и способных, и снятии неспособных, а также жестком наказании чиновников самого высокого ранга за малейшие преступления, и тем более за обман правителя, что является в его понимании крайне тяжким преступлением.

Были и Хань Фэя и советы по управлению государством. Самый главный из них – не опираться на опыт прошлого как что-то священное – времена меняются, опыт прошлых правителей в нынешних реалиях может быть непригоден. И вообще, управлять страной нужно исходя из текущего реального положения дел, подстраивая все под него. И все методы управления, и все наказания должны соответствовать времени и нравам эпохи и людей, а не опираться только на написанный предками опыт.

Это одно их важнейших высказываний позднего легизма, поскольку оно обозначает, что в школе закона важна сама базовая идея. Никакие готовые рецепты Шан Яна не являются неоспоримой частью методов управления представителей школы закона, поскольку подходили для конкретного времени конкретного царства. Применение школы закона в других условиях требует от правителя достаточной гибкости, что бы понимать, как использовать весь опыт легистов в современных ему реалиях.

Цинь Шихуан и его империя

Что же делал Ин Чжен, когда наконец объединил свою страну в одну империю? Первыми двумя пунктами были естественно поверженные армии и элиты противника. Он приказал конфисковать оружие у всего населения страны, разоружив тем самым остатки армий. Все конфискованное оружие было переплавлено в 12 статуй человеческих фигур по 30 тонн каждая. Также он приказал переселить 120 тысяч семей наследственной аристократии, крупного чиновничества и богатых купцов с шести покоренных царств в свою столицу.

Сказать что-то за перелитое оружие и статуи я не могу, но вот число переселенцев вызывает некоторые вопросы. 120 тыс. семей это просто колоссальная цифра для Поднебесной того времени. Все население империи по оценкам исчислялось миллионами человек, было ли там столько элит вообще? Или там переселяли вообще всех, кто не работал в поле? Скорее всего это очередное художественное преувеличение, которыми более поздние Китайские историки баловались по отношению к легистским правителям и к Цинь Шихуану, в частности.

Цинь Шихуан и путешествия

Еще один проект, о котором достаточно мало известно, это строительство дорог. Считается, что началось строительство сети хороших дорог, которые должны были связать столицу Цинь с важнейшими районами империи, как для развития внутренней торговли, так и для более быстрой переброски армий на случай восстания. Строительство велось силами мобилизованных в рамках трудовой повинности крестьян.

Основой были две трассы, от столицы Цинь на восток и на юг. Ширина их, судя по некоторым данным, могла быть равна 50 шагам, но посередине ее была еще одна дорога, чуть возвышавшаяся над остальным полотном и шириной около 7 метров. По этой внутренней дороге мог ездить только император со свитой.

Кстати, об этом. Император много путешествовал по стране, контролируя, как проходят те или иные работы и как организована жизнь в разных регионах страны. Есть сведения, что приезжая в отдаленные регионы империи он привозил собой переселенцев из центральных, густонаселенных районов империи. Добровольность переселения обуславливалась тем, что переселенцы освобождались от налогов и повинностей на 12 лет вперед.

Цинь Шихуан: сопротивление и репрессии

При всем при этом сопротивление местной аристократии на территории покоренных царств оставалось, и он приказал на всей покоренной территории снести крепостные стены и городские оборонительные сооружения. Кроме оборонительных сооружений вдоль северной границы, которые нужны были для защиты от варваров. Тут у меня есть некоторое внутреннее противоречие. Конечно, жесткие даты нигде не фиксируются, однако предполагается, что переселение всей аристократии – о котором я говорил выше – производилось силами солдат, возвращавшихся из покоренных земель домой, и уложилось, в целом, в 221 год до н.э. Снос стен относится к 215 году до н.э. О какой аристократии тут может идти речь? Или масштаб репрессий Цинь Шихуана был сильно преувеличен, и никакого великого переселения народов в рамках одного царства не было?

Также нужно упомянуть и о еще нескольких сомнительных эпизодах. Нам рассказывают о массовом бегстве крестьян во времена правления Цинь Шихуана. Крестьяне на пограничных землях бежали за границу, а крестьяне центральных земель уходили в леса. Происходило это, как предполагается, из-за большой нагрузки на крестьян, как налоговой, так и в плане трудовой повинности. Насколько массовым было это бегство – не уточняется, соответственно подтвердить или опровергнуть это невозможно. Описывается это как бедствие колоссальных масштабов. Однако, империя осталась на месте, и национальные проекты продолжили реализовываться, каких-то серьезных следствий это не имело. Соответственно, если это явление и имело место быть, масштабы его остаются под вопросом.

Цинь Шихуан: борьба с конфуцианством

Еще одним таким эпизодом является борьба с конфуцианством. Сообщается, что во времена Цинь Шихуана сжигалась вся литература, имевшая отношение к конфуцианству. Тут можно вспомнить дикий слух о казненных конфуцианцах. Опять-таки, опровергнуть или подтвердить эту историю сложно, но на развитии конфуцианства это не скажется никак, данное учение получит свое дальнейшее развитие во времена империи Хань. Не скажется это и на других философских течениях, так что данная история вызывает скорее сомнения.

С другой стороны, тут может быть и присвоение человеку или литературе статуса конфуцианской задним числом. Все-таки известно, что некоторое недовольство действиями Цинь Шихуана среди чиновников было, и некоторые люди подстрекали жителей столицы на мятеж. Такое давление на власть вызвало ответные меры, репрессии, которые были развернуты среди неблагонадежного чиновничества.

А так, как Цинь Шихуан был легистом, вполне естественно, позже, при описании событий, тем, кто выступал против него присваивали статус конфуцианцев. Так выяснилось, что в империи Цинь была масса конфуцианского толка чиновников. Были ли это чиновники из числа сосланных элит покоренных царств, которых, почему то, заново посадили на те или иные места, или это родные чиновники царства Цинь, которые уже век как жили в идеологии легизма и по ней и отбирались – не ясно.

Осмелюсь предположить, что, когда говорят о закопанных заживо за их идеологическую принадлежность конфуцианцах, скорее всего реально имел место быть обыкновенный мятеж, за что их и казнили, идеологически окрасив уже по факту. Это объясняет, почему такая жесткая борьба против конфуцианства и массовое истребление конфуцианских ученых не отразилась на самой этой идеологии.

Про спор с Конфуцианцами и конфликт с элитами
О конфуцианстве

Главным идеологическим оппонентом школы закона была школа Конфуция. Необходимая оговорка, на востоке с именами все сложно, многие исторические деятели имели несколько имен, которые меняли в связи с различными событиями своей жизни. Мы знаем этого человека как Конфуций, хотя это просто европейское произношение «Учитель Кун», так его называть и будем, чтобы еще сильнее никого в этом всем не путать. Конфуций родился в 551 году до нашей эры в царстве Лу, в семье обедневшего аристократа. Его отец был уже в возрасте, когда Конфуций родился, и умер буквально через полтора года после этого. Без отца, Конфуций рос в бедной семье, и с юности много работал, однако одновременно стремился учиться, и когда у него появилась такая возможность, бросил работу и отправился в путешествие по Поднебесной, стремясь встречаться с правителями и доносить везде до них свои идеи. С одной стороны, правители благосклонно встречали идеи Конфуция, но с другой стороны ни в одном царстве они не прижились, местные чиновники сопротивлялись им. Ближе к концу жизни он вновь осел в своем родном царстве и занялся своей школой и учениками.

Собственно, благодаря им учение Конфуция дошло до наших дней, они сохранили его труды и составили новые, на основании бесед с ним, а позже, последователи его идей, занимались систематизацией и переосмыслением. Конфуцианство не является религией, поскольку там нет ни божества, ни института церкви, однако, по уровню влияния на массы конфуцианство ставят в один ряд с Буддизмом, Иудаизмом, Христианством и Исламом. Оно воспитывает народ и формирует стереотипы поведения. Главная его особенность, что в Китайской культуре оно было первым учением, которому и было суждено в значительной степени формировать облик нации. И в этом оно превосходило легизм, который оставался больше теорией государственного управления.

Две системы

Несмотря на то, что Конфуция еще при жизни воспринимали как мудрого старца, в полной мере его учение раскрылось позже, только на фоне идеологического противостояния с другим учением, Легизмом, которое хоть и зародилось еще до Конфуция, и на проявления, которого Конфуций, в том числе, и реагировал, в полной мере будет сформулировано позднее. Так уже при жизни Конфуция в отдельных царствах стали появляться первые законы, перед которыми были все равны. И уже этому он противопоставлял свое учение, считая законы – насилием над личностью, и соблюдать должны все - некие правила, опирающиеся на справедливость. Впрочем, справедливость в древнекитайском представлении – никакого равенства, монархия как единственный государственный строй, о существовании которого древние Китайцы знали, верхи и низы на своих местах. При этом все крайне благородные, честные и соблюдают правила. Идеализм. Впрочем, как и легизм в своем абсолюте также был идеализмом. Это нормально для учения.

В Китае это противопоставление между Легизмом и Конфуцианством позже родило два способа управления государством – посредством законов и посредством людей, то есть элит, не нужно думать о конфуцианстве слишком хорошо.

Говоря о верхах и низах, основным пороком сторонников закона Конфуций считал то, что они стремятся уничтожить различия между аристократами и простым людом. Так Конфуций, выступая с позиции защитника родовой знати, жестко разделял общество, буквально на уровне каст, на простолюдинов и благородных аристократов. Заявлял, что каждый должен занимать свое место, чтобы в стране был порядок. Иначе, если это не соблюдать, у государства будут проблемы. При этом элиты должны руководить государством и внедрять в народ правила в первую очередь личным примером, формируя собой образ благородных мужей. Именно такие благородные мужи из аристократов и должны были занимать все посты в государстве, собственно, из этих представления о благородном муже, управляющим простыми людьми, впоследствии и сложился типичный образ китайского чиновника. Ну, с некоторыми поправками на практику, естественно.

Элитарность Конфуцианства

Важно, что Конфуцианские правила должны были быть следствием консенсуса правителя и знати, с соблюдением свободы состязательности мнений. Также стоило привлекать к разработке правил в некоторой степени представителей от народа, но с условием достижения единства во взглядах на обсуждаемый вопрос, и в большей степени для того, чтобы эти представители, сами согласившись с правилами, сами же и донесли до народа необходимость их соблюдать. Идеализм. Особенно учитывая, что признавалось право элит трактовать правила так, как им будет удобно. То есть, хотя номинально элиты должны были своим примером вдохновлять народ на соблюдение правил, реально возможность трактовок приводит к тому, что аристократы остаются вне правил. А вот правитель оказывается зависим от элиты, которая должна следить, что бы он соблюдал правила и управлял государством в соответствии с ними. Правда, чем в такой системе вообще сможет управлять правитель?

И вот, с одной стороны, Конфуций был очень строг, когда говорил о правилах, нельзя смотреть, слушать и говорить о том, что не соответствует правилам. При этом он был категоричен в вопросе доноса. Доносить нельзя. Укрывать преступника можно. Как тогда вообще эти правила будут работать не уточнялось. Ну, вернее он в серьез рассчитывал на две вещи – силу примера и правильные элиты. Это должно было вдохновлять народ на соблюдение правил. Дважды идеализм, поскольку, как я говорил выше, элиты фактически остаются вне закона, и надеяться, что они будут особо правильные несколько наивно, а следовательно сила примера работать также не будет.

Да, это был чистой воды идеализм, но элитам он был скорее на руку. Ведь раз и трактовать правила должны были в первую очередь они, и за правителем присматривать должны были, чтобы он соблюдал эти правила, то и власть фактически, при номинально самодержавном правителе, остается у них в руках. Поэтому, хотя и самому Конфуцию не удалось внедрить свои идеи на практике, в будущем элиты их оценят и Конфуцианство очень широко распространится, особенно на фоне его противоположности, легизма. А сама модель элитарного Конфуцианского государства является по сути самой распространенной моделью государства и в наше время, просто монарх был заменен демократическими институтами, которые в точно такой же степени оказываются контролируемы элитами, находящимися вне придумываемых ими правил.

Развитие Конфуцианства и Легизма
Развитие Конфуцианства Мэн-цзы

Впрочем, это идеи самого Конфуция, он был одним из первых, кто так отрефлексировал темы и человека конкретно, и общества в целом, и государства, а главное он смог свои идеи достаточно широко распространить благодаря чему они и дошли до наших дней. Позже, его последователями, эти идеи будут в должной степени отрефлексированы, и, как любое живое учение, Конфуцианство развивалось. Одним из идейных последователей, которые слишком буквально переняли идеи учителя, был Мэн-цзы. Так, он доказывал природность власти элит, и что это само небо предписало крестьянам кормить аристократию, и что низшие непременно должны слушаться высших, это природосообразно и правильно.

Аж слезы наворачиваются, когда вспоминаешь идеи некоторых Российских нацистских философов в иммиграции первой половины 20 века, насколько древние у них были идеи. Правда, едва ли они обрадовались бы, если бы узнали, что те черты, которые они приписывали как уникальные и генетические для Русского народа, Китайские философы до нашей эры искали еще у самих Китайцев. Впрочем, не нужно это воспринимать иначе, кроме как попытку обосновать, почему чернь не должна бунтовать, а должна подчиняться элитам.

При этом, под все разговоры о необходимости правильного распределения благ и о том, что правитель должен заботиться, что простые люди богатели, конфуцианцы, и тот же Мэн-цзы, придумывали, как лучше это население доить. Так Мэн-цзы предложил использовать что-то типа барщины, выделив посреди общинных земель, земли, работать на которых будет вся община, а урожай с них будет полностью уходить местным аристократам или чиновникам.

Однако под все разговоры о иерархии и правильности подчинения низших высшим, естественно это не касалось отношения правителя и элит. Мэн-цзы выступал с той позиции, что элиты должны контролировать правителя, и должны иметь возможность его свергнуть, если он шел против элит.

Творил Мэн-цзы уже после Шан Яна, и критикуя его идеи и реформы. В противоположность ему, Мэн-цзы предлагал следующий способ управления государством: отказаться от принуждения подданных к чему либо, отказаться от наказаний, раздать все государственную землю подданным, раздать монополии на использование природных ресурсов частникам, уменьшить налоги, платить пособия бедным и наследственный оклад чиновникам. Звучит как план.

Развитие Конфуцианства Сюнь-цзы

Еще одним идеологом природосообразности власти элиты был Сюнь-цзы. В отличие от других Конфуцианцев он отрицал божественною природу чего-либо и волю неба. Он даже отрицал природное благородство человека, утверждая, что людей нужно воспитывать и ограничивать законом. Однако, чтобы мы не обманывались удивительной для Конфуцианца риторикой, он говорил и более привычные для них вещи.

Так он признавал, что вещь, которой наслаждается один человек, создается трудом многих, и вещей мало, а значит все богатыми быть не могут, и не нужно даже пытаться заботиться о благосостоянии простых граждан. Наоборот, люди рождаются разными, такое состояние и нужно поддерживать, элиты должны быть богаче, их одежда должна быль лучше, им полагаются ритуалы и музыка. А простолюдины должны жить беднее, и им полагаются только законы.

Опять-таки, не нужно обманываться некоторому внешнему синтезу Конфуцианства и легизма в этом учении. Действительно, влияние школы законе присутствует. Однако здесь нет главного принципа легизма - закон не всеобщий, а только для простолюдинов, как то, что называется «правилами» у Конфуция. К легистскому закону это отношения не имеет. Сохраняется здесь и социальная дифференциация.

Естественно, творил Сюнь-цзы уже после Шан Яна, и попытка поженить Конфуцианство и легизм проходили в том числе под влиянием успехов последнего, но что интересно, именно из школы Сюнь-цзы вышли два знаменитых легиста: Хань Фэйцзы и Ли Сы.

Рассуждения о соли и железе

Одним из элементов спора Конфуцианцев и Легистов стал трактат "Рассуждения о соли и железе". Основой его был спор вокруг монополии государства на добычу соли и железа, вызванный некоторыми экономическими проблемами в стране. Происходил он уже в Ханьском Китае. Так, Конфуцианцы выступали за отмену государственной монополии и свободный рынок, а также за отмену государственного регулирования цен, в том числе и на продовольствие.

Представляли они здесь интересы торгового капитала, для которого отмена монополий была бы важным источником прибылей. Цинизм ситуации в том, что конфуцианцы оперировали такими лозунгами, как «вернуть народу соль и железо», явно под этим самым народом имея ввиду конкретных лиц.

Легисты видели причину проблем в сельском хозяйстве в недостаточном снабжении земледельцев орудиями труда. Поэтому решение проблем с продовольствием нужно искать в развитии ремесла. Государственные монополии же были важными источниками средств в бюджете, а также введены для ограничения прибылей торговцев, поскольку легисты считали, что богатства приобретаются не благодаря тяжелому физическому труду, а за счет спекуляций на рынке. Короче, от трудов праведных не наживешь палат каменных. А свободный рынок неизбежно приводит к спекуляциям. Кроме того, железные орудия и военное снаряжение крайне важны для страны, государство не может допустить, чтобы они попали в частные руки.

Таким образом, легисты отдавали предпочтение развитию ремесла и углублению общественного разделения труда между сельским хозяйством и ремеслом. Конфуцианцы же высказывали плодотворную идею о необходимости производства более совершенных орудий, соответствующих характеру почвы. И свободный от монополии рынок тут же все необходимое произведет.

Интересным был и характер дискуссии. Так как основателем монополий считался Шан Ян, экономическая дискуссия конфуцианцами велась через очернение личности Шан Яна. Стремясь опорочить его самого и его реформы, конфуцианцы обвиняли Шан Яна в отхождении от пути древних, нарушении старых обычаев, введении жестоких законов.

Пикантность ситуации была в том, что это все происходило в стране, в которой основная система была аккуратна перенесена из империи Цинь, вместе с этими законами и нарушением старых традиций, возвращаться к которым не торопились.

«Рассуждения о соли и железе» свидетельствуют о высоком уровне древнекитайской экономической мысли, по крайней мере в нашей стране подобный спор возник только в 80-90 годах 20 века, а незнание матчасти привело к повторению родным государством всех ошибок древнего Китая.

Ханьское Конфуцианство

Конечно, чистое конфуцианство было бы не работоспособно, по крайней мере в область государственного устройства. И наоборот, Легизм показал себя прекрасно как школа управления государством, именно легисты смогли объединить Китай, построив достаточно сильное для этого государство. И уже в период Хань эти две школы, по сути, слились, в то, что мы понимаем под Китайским конфуцианством сейчас, что называют Ханьским Конфуцианством. За основу было взято Конфуцианство, как более широкая идеология, но в управлении государством было многое почерпано из школы закона, как более успешной в этом смысле школы.

Собственно, империя Хань в начале почти полностью перенесла общественные и политические порядки из империи Цинь, вплоть до системы управления страной. Также никто уже не собирался отказываться от законов, приняв их необходимость для управления государством, однако Конфуцианцы настаивали на важности этической и моральной составляющих в них. Хотя взаимная ответственность - или круговая порука – родственников преступника была со временем отменена, реально на продолжала действовать, и даже больше, теперь она распространялась и на чиновников.

Оставалась Легистская система рангов для чиновников, по которой могли подниматься и простолюдины, однако в соответствии с Конфуцианством возвращались и элиты, и родовая аристократия, которые занимали всю верхушку системы рангов. Сохранилось Легистское понимание о чиновнике, как о функции, но при этом облик его был в большой степени почерпнут из Конфуцианства.

Таким образом мы видим реальные причины анти легистских настроений в Китайском обществе империи Цинь. При установлении новой империи все то, против чего как бы протестовали люди – по крайней мере по словам конфуцианских историков, писавших об этом – и в новой империи. Что изменилось? А появилось то, ради чего стоило придумать конфуцианство, если бы его еще не было – элитарность власти.

Идеология Хань

И проявлялось это в идеологии новой империи. Несмотря на то, что практика управления государством сохранилась от легистов, номинально идеология со временем стала официально Конфуцианской, учения Легистов же наоборот, подавлялось. Причем использовались для этого все средства, в том числе и пропаганда. С этой точки зрения интересен некий Дун Чжуншу, который считается одним из основателей Ханьского Конфуцианства.

Его позиция интересна тем, что в своих трудах он откровенно лгал, описывая деятельность легистов. Так он приписывал разорение и обезземеливание мелкого крестьянства деятельности Шан Яна, хотя известно, что этот процесс начался задолго до прихода легистов, и отчасти этот приход и вызвал, что легист боролся с этим и наоборот стремился вернуть крестьян в поля, раздавая мелким крестьянам земли и вводя в оборот новые земли для обработки.

Или, например, он связывает с Легизмом появление сверх богатых людей, потрясавших всех своей роскошью, хотя опять-таки, их появление было связано с изменениями в традиционном обществе, легисты же наоборот боролись со сверх богатством элит. Эта прямая ложь на Легистов нужна была для очернения этого учения в глазах окружающих.

Нет однозначного ответа, но есть подозрения, что некоторые конфуцианские историки этого же времени, описывавшие деятельность легистов прошлого, преувеличивали масштабы и значимость некоторых событий, а также цифры пострадавших от репрессий, а возможно, как и сам Дун Чжуншу, откровенно лгали. Поэтому, к историям о несметных полчищах жертв репрессий Легистов Цинь нужно относиться с большой осторожностью, так как конфуцианцев, которые рассказывали эти истории, уже ловили на лжи.

Конфуцианцы и легисты Хань

Я уже упоминал, что Ханьские конфуцианцы приняли себе некоторые идеи легизма. Но что именно произошло с конфуцианством и как именно повлиял на них легизм? Мы помним, что древнее конфуцианство возникло как противоположность идее закона. Гуманизм, свободная и ответственная личность. Закон противоречит самой идее Конфуция.

Конфуцианцы в империи Хань были уже не только не против законов, но и открыто выступали за насилие, как способ управления народом. Оправдывалось это тем, что такие меры воздействия — это просто меры, помогающие управлению государством, и вообще наказания и добродетель сопутствуют друг другу.

Также в идеях некоторых конфуцианцев размывалась даже идея социального расслоения в обществе. Писали, что далеко не всегда добродетельный человек — это человек высокого ранга, а низкий человек – бедный. Что среди бедных тоже могут быть добродетельные люди, а среди элит – низкие люди. Это в корне мешало понимать теперь, кто легист а кто конфуцианец, и чем первые теперь отличаются от вторых.

Обобщение основных идей легизма и вторичные идеи легизма

Идеология легизма по-своему отражала новые тенденции хозяйственного развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием бюрократической системы управления.

Изначально, при формировании в Поднебесной государственности нового типа, Легисты выступали за управление страной посредством законов и безликих чиновников, чья деятельность должна регламентироваться законом, были приверженцами политической и экономической централизации и объединения страны. Именно эти идеи имеет смысл считать ключевыми в данной школе, так как развивалась она как противоположность элитарной школе Конфуцианства, защищавшей родовую аристократию и продвигавшей идею усиления роли элит и дезинтеграции государства, управление которого должно вестись посредством элит, слабо подконтрольных центральной власти.

В более поздние времена сращивания двух систем, когда конфуцианство приняло на себя идею закона и чиновничества, основным отличием двух школ оставалась элитарность конфуцианства, ориентированного на политическую и экономическую раздробленность государства, и политическая и экономическая централизация легизма.

Важным методом легизма был метод ограничения экономической мощи элит, что бы они не мешали развитию государства, не могли оказывать давление на правителя или вмешиваться в работу государства. Для этого вводились монополии на самых прибыльных сферах и ограничения спекулятивной торговли.

Экономическая централизация предполагала большую роль государства в экономике, а значит и больший контроль над ней. С этим были связаны меры, стимулирующие развитие сельского хозяйства, как основы экономики Китая того времени.

Остальные идеи школы вторичны, и больше являются идеями конкретных идеологов легизма. Так, жестокость наказаний, и отсутствия прямой взаимосвязи между тяжестью содеянного и тяжестью наказания, то есть, когда даже за небольшие проступки применили достаточно жесткие меры, являются артефактами перехода от децентрализованного феодального государства к централизованному легистскому государству, и стремлением навести порядок в кратчайшие сроки. Это не является обязательной составляющей школы закона.

;