Империя Легизма: Цинь ШихуандиЦинь ШихуандиПоследовательное осуществление преобразований Шан Яна выдвинули царство Цинь в число сильнейших царств Поднебесной, укрепив его экономику и армию. В 246 году до нашей эры, после смерти Чжуан Сянвана, на Цинский престол вступил Ин Чжен, в истории известный как Цинь Шихуанди. Строго говоря это титул. Цинь – название царства, а потом и империи, Ши можно перевести как начало, или в данном случае основатель, а Хуанди – это титул императора в Китае, который, впрочем, будет использоваться только после Цинь Шихуана. До него это были два разных слова – Хуан и Ди, оба обозначали правителя. Объединение их в один должно было обозначить его могущество. В целом Цинь Шихуанди переводится как император основатель Цинь. Ко времени вступления на престол Ин Чжену исполнилось лишь 13 лет, до его совершеннолетия государством управлял его первый советник Люй Бувэй – крупный торговец из царства Вэй. Досталось им достаточно крупное царство, которое из раза в раз успешно вело войны с соседями, захватывая у них территории, что только усиливало Цинь. И в этом плане политика не поменялась, а войны продолжились. А вот при приближении совершеннолетия Ин Чжена, его советник Люй Бувэй попытался захватить власть в свои руки. По крайней мере такие выводы можно сделать из имеющихся у нас исторических материалов, достоверно о таких вещах говорить всегда сложно. Приближенный Люй Бувэя втерся в доверие вдовствующей императрицы, и добившись через нее большой власти, поднял мятеж против императора. Мятеж был подавлен, а сам Люй Бувэй вскоре отстранен от должности и сослан. До вполне вероятного суда над собой он просто не дожил. Это нам интересно с той точки зрения, что это была попытка в легитстском государстве установить власть, угодную некоторой группе элит, то есть организовать фактически анти легистский переворот. Позже, подобное произойдет уже после смерти Ин Чжена, против его сына. Непонятно, как в таких условиях власть легистов продержалась целый век? Неужели до этого никто из элит не предпринимал попытки взять власть в свои руки? Или все эти попытки были безуспешными? В любом случае, перед нами во всей красе встает вопрос устойчивости системы легистского государства. Политические воззрения Цинь ШахуанаРешительные военные действия Ин Чжен начал в 230 году до н.э., и к 221 году до н.э. он завершает объединение поднебесной. К этому времени существовала самая главная практика – практика привлечения в одних царствах поднебесной людей из других царств. Причем речь идет не о высшей аристократии, наоборот, чем меньше связей у человека, тем больше вероятность пробиться куда либо, поскольку излишних связей с аристократией опасались уже сами правители. Это была интеллигенция, и была она в значительной степени обще Китайской. Что говорит о наличии к этому времени некоего осознания обще Китайского единства в обществе разных царств, что бесконечно упрощает задачу объединения поднебесной. Интересной персоной в этом смысле является Люй Бувэй. Поздние конфуцианские историки, трудами которых мы во многом пользуемся, и одной из целью которые имели опорочить легистов, и конкретно Цинь Шихуана, приписывали ему свойства необразованного торговца, наглого и бесцеремонного. Однако, именно Люй Бувэй собрал вокруг себя гигантское количество ученых людей, которые должны были составить большой энциклопедический труд. И получившийся у них по заказу и под редактурой Люй Бувэя трактат включал в себя все современные ему философские мысли и идеи. И по приказу Люй Бувэя этот трактат был выставлен на всеобщее обозрение у городских ворот столицы царства Цинь. Ин Чжен, определенно, имел возможность и изучать трактат, и беседовать непосредственно с участвовавшими в его составлении людьми. Он был достаточно любопытен, и искал ответы на имевшиеся у него вопросы, он изучал все основные философские учения поднебесной того времени, и накладывал их на то, что видел вокруг себя и на свою картину мира. А видит он интриги, заговоры, и попытки отстранить себя от власти. Это все мешает вписать в свое представление о реальности идеи даосов или конфуцианцев. Пока не прочитал труды Хань Фея, поняв, что это именно то, что он искал. В то время произведения Хань Фэя еще не были собраны в единый трактат, говорится о двух книгах, прочитанных Ин Чженом, это «Ропот одинокого» и «Пять паразитов». Написал их автор ориентировочно в 235-234 годах до нашей эры, то есть попали к своему самому главному читателю они очень быстро. К слову, уже в 233 году Хань Фэй умер. Содержимое этих книг в огромной степени было посвящено борьбе против чиновников, пытающихся отобрать власть у правителя. Это прекрасно легло на ту картину мира, которую видел перед собой Ин Чжен – предательства близких родственников, начиная от самой матери, интриги советников, включая самого Люй Бувэя, заговоры элит. А главный метод борьбы против таких чиновников Хань Фэй видел в легизме, и строгом следовании его доктринам. Назначении на посты достойных и способных, и снятии неспособных, а также жестком наказании чиновников самого высокого ранга за малейшие преступления, и тем более за обман правителя, что является в его понимании крайне тяжким преступлением. Были и Хань Фэя и советы по управлению государством. Самый главный из них – не опираться на опыт прошлого как что-то священное – времена меняются, опыт прошлых правителей в нынешних реалиях может быть непригоден. И вообще, управлять страной нужно исходя из текущего реального положения дел, подстраивая все под него. И все методы управления, и все наказания должны соответствовать времени и нравам эпохи и людей, а не опираться только на написанный предками опыт. Это одно их важнейших высказываний позднего легизма, поскольку оно обозначает, что в школе закона важна сама базовая идея. Никакие готовые рецепты Шан Яна не являются неоспоримой частью методов управления представителей школы закона, поскольку подходили для конкретного времени конкретного царства. Применение школы закона в других условиях требует от правителя достаточной гибкости, что бы понимать, как использовать весь опыт легистов в современных ему реалиях. Цинь Шихуан и его империяЧто же делал Ин Чжен, когда наконец объединил свою страну в одну империю? Первыми двумя пунктами были естественно поверженные армии и элиты противника. Он приказал конфисковать оружие у всего населения страны, разоружив тем самым остатки армий. Все конфискованное оружие было переплавлено в 12 статуй человеческих фигур по 30 тонн каждая. Также он приказал переселить 120 тысяч семей наследственной аристократии, крупного чиновничества и богатых купцов с шести покоренных царств в свою столицу. Сказать что-то за перелитое оружие и статуи я не могу, но вот число переселенцев вызывает некоторые вопросы. 120 тыс. семей это просто колоссальная цифра для Поднебесной того времени. Все население империи по оценкам исчислялось миллионами человек, было ли там столько элит вообще? Или там переселяли вообще всех, кто не работал в поле? Скорее всего это очередное художественное преувеличение, которыми более поздние Китайские историки баловались по отношению к легистским правителям и к Цинь Шихуану, в частности. Цинь Шихуан и путешествияЕще один проект, о котором достаточно мало известно, это строительство дорог. Считается, что началось строительство сети хороших дорог, которые должны были связать столицу Цинь с важнейшими районами империи, как для развития внутренней торговли, так и для более быстрой переброски армий на случай восстания. Строительство велось силами мобилизованных в рамках трудовой повинности крестьян. Основой были две трассы, от столицы Цинь на восток и на юг. Ширина их, судя по некоторым данным, могла быть равна 50 шагам, но посередине ее была еще одна дорога, чуть возвышавшаяся над остальным полотном и шириной около 7 метров. По этой внутренней дороге мог ездить только император со свитой. Кстати, об этом. Император много путешествовал по стране, контролируя, как проходят те или иные работы и как организована жизнь в разных регионах страны. Есть сведения, что приезжая в отдаленные регионы империи он привозил собой переселенцев из центральных, густонаселенных районов империи. Добровольность переселения обуславливалась тем, что переселенцы освобождались от налогов и повинностей на 12 лет вперед. Цинь Шихуан: сопротивление и репрессииПри всем при этом сопротивление местной аристократии на территории покоренных царств оставалось, и он приказал на всей покоренной территории снести крепостные стены и городские оборонительные сооружения. Кроме оборонительных сооружений вдоль северной границы, которые нужны были для защиты от варваров. Тут у меня есть некоторое внутреннее противоречие. Конечно, жесткие даты нигде не фиксируются, однако предполагается, что переселение всей аристократии – о котором я говорил выше – производилось силами солдат, возвращавшихся из покоренных земель домой, и уложилось, в целом, в 221 год до н.э. Снос стен относится к 215 году до н.э. О какой аристократии тут может идти речь? Или масштаб репрессий Цинь Шихуана был сильно преувеличен, и никакого великого переселения народов в рамках одного царства не было? Также нужно упомянуть и о еще нескольких сомнительных эпизодах. Нам рассказывают о массовом бегстве крестьян во времена правления Цинь Шихуана. Крестьяне на пограничных землях бежали за границу, а крестьяне центральных земель уходили в леса. Происходило это, как предполагается, из-за большой нагрузки на крестьян, как налоговой, так и в плане трудовой повинности. Насколько массовым было это бегство – не уточняется, соответственно подтвердить или опровергнуть это невозможно. Описывается это как бедствие колоссальных масштабов. Однако, империя осталась на месте, и национальные проекты продолжили реализовываться, каких-то серьезных следствий это не имело. Соответственно, если это явление и имело место быть, масштабы его остаются под вопросом. Цинь Шихуан: борьба с конфуцианствомЕще одним таким эпизодом является борьба с конфуцианством. Сообщается, что во времена Цинь Шихуана сжигалась вся литература, имевшая отношение к конфуцианству. Тут можно вспомнить дикий слух о казненных конфуцианцах. Опять-таки, опровергнуть или подтвердить эту историю сложно, но на развитии конфуцианства это не скажется никак, данное учение получит свое дальнейшее развитие во времена империи Хань. Не скажется это и на других философских течениях, так что данная история вызывает скорее сомнения. С другой стороны, тут может быть и присвоение человеку или литературе статуса конфуцианской задним числом. Все-таки известно, что некоторое недовольство действиями Цинь Шихуана среди чиновников было, и некоторые люди подстрекали жителей столицы на мятеж. Такое давление на власть вызвало ответные меры, репрессии, которые были развернуты среди неблагонадежного чиновничества. А так, как Цинь Шихуан был легистом, вполне естественно, позже, при описании событий, тем, кто выступал против него присваивали статус конфуцианцев. Так выяснилось, что в империи Цинь была масса конфуцианского толка чиновников. Были ли это чиновники из числа сосланных элит покоренных царств, которых, почему то, заново посадили на те или иные места, или это родные чиновники царства Цинь, которые уже век как жили в идеологии легизма и по ней и отбирались – не ясно. Осмелюсь предположить, что, когда говорят о закопанных заживо за их идеологическую принадлежность конфуцианцах, скорее всего реально имел место быть обыкновенный мятеж, за что их и казнили, идеологически окрасив уже по факту. Это объясняет, почему такая жесткая борьба против конфуцианства и массовое истребление конфуцианских ученых не отразилась на самой этой идеологии. ; |