Легизм после Шан Яна: Хань Фэй

Хань Фэй

Другим представителем школы легистов был Хань Фэй. Трактат «Хань Фэй-цзы», написанный самим Хань Фэем и его учениками, представляет собой сочинение, обобщающее все теоретические достижения легизма.

Хань Фэй родился в 288 году до н.э. в знатной семье царства Хань. Уже в молодости интересовался идеями Шан Яна и Шэнь Бухая, конкретно его интересовали вопросы контроля над чиновниками. Учился у Сюнь Цзы, который считается конфуцианством, однако это не умалило его увлечение школой закона.

Он выделялся из других учеников, однако не мог проявить себя в ораторском искусстве, поскольку был заикой. Поэтому он посвятил себя написанию трактата, в котором и изложил свои взгляды на управление государством и народом. В качестве основы своего учения он как раз взял идеи Шан Яна и Шэнь Бухая, однако с момента реформ Шан Яна к этому моменту прошел уже век, в течении которого функционировал созданный бюрократический аппарат.

Проявились проблемы государства, построенного Шан Яном – чиновниками стало сложно управлять, чиновники часто стремились превратиться из людей, осуществляющих волю правителя в новую элиту, самостоятельно управляющую государством. Участились случаи злоупотребления властью. Как следствие, в своей теории Хань Фэй уделял сильное влияние контролю правителя над чиновниками и наказания чиновников.

Он предложил способ воздействия на чиновников с помощью наград и наказаний. Так чиновники должно получать высокие зарплаты, однако они всегда должны помнить, кому они этим обязаны, и они всегда должны бояться за жизни себя и своих близких в случае неповиновения. При этом они все должны следить друг за другом, писать доносы.

Правитель при этом не должен ни с кем делить свою власть, не допуская утечки в руки чиновников даже крупицы власти, которой будет достаточно, чтобы обратить ее против правителя. Особенно прочно в своих руках он должен держать право награждать и наказывать чиновников.

Естественно, в среде чиновников данный трактат был встречен холодно, по понятным причинам. А вот правителю царства Цинь, в котором легизм уже был государственной идеологией, данный трактат чрезвычайно понравился. Однако, после прибытия в царство Цинь – ирония судьбы, прям по его же трактату – его оговорил его бывший соученик Ли Сы, который был советником правителя царства Цинь Ин Чжэна.

Легизм и традиция (Хань Фэй Цзы)

Хань Фэй Цзы, в след за Шан Яном, поднимает вопрос о несовместимости легизма и общины, и о необходимости вырвать человека из общины. В общине люди будут придерживаться традиционных обычаев, что повлияет неизбежно и на чиновников, не желающих ссориться с общинами, и они скорее передут на управление по обычаям, а не по законам. А обычаи и закон не совместимы.

Хань Фэй Цзы привел тут два примера. В царстве Чу жил человек, отец которого украл барана. Человек донес на своего отца, но так как это нарушения традиции сыновьей почтительности, человека казнили. Это привело к тому, что в царстве Чу о преступлениях не докладывали. Естественно, это утрирование, необходимое для примера.

В царстве Лу человек ходил на войну, но убегал с поля боя. Когда его спросили, почему – он сказал, что у него престарелый отец, и, если человек умрет – не кому будет содержать отца. Это сочли почтительным поведением, и человека похвалили. А привело это к тому, что все стали бегать с поля боя. Конечно, это тоже утрирование, но все же.

Легизм и рефлексия (Хань Фэй Цзы)

Еще учитель Хань Фэя, Сюнь Цзы, предпринимал попытки объединить в одном учении легизм и конфуцианство, но не слишком успешно. Хань Фэй писал об этой идее, что это абсолютно противоречащие друг другу принципы: платить воином за отрубленную голову врага и продвигать милосердное поведение, давать ранги знатности успешным воинам, и верить в учение о всеобщей любви, опираться на воинов, но ценить людей культуры и ученых – так сильное государство не построишь.

Вот последнее нужно прокомментировать. Мы говорим все-таки об эпохе, когда производительность труда была не слишком высокой, а экономика держалась на сельском хозяйстве как основе. Конечно, никто не выступал против умственного труда или культуры как таковых. Все-таки, именно благодаря появлению класса представителей умственного труда появилась масса школ, в том числе и сам Легизм, и благодаря им же он и развивается. Но, как говорил Хань Фэй Цзи: рассуждающих об управлении государством масса, а само государство все беднеет, рассуждающих о сельском хозяйстве много, а соху в руках держат немногие. Необходимо разумное соотношение работающих головой и работающих руками.

Хань Фэй выделил несколько категорий народа, как паразитические. Ученые – на наши деньги это скорее политики-популисты – которые расхваливают путь прежних правителей, вытаскивая на свет все мифическое, что тем приписывается. Болтуны, которые занимаются тем же, но опираются не на мифических правителей прошлого, а на внешние силы. Спекулянты. Люди, которые уклонялись от налогов, повинностей и службы путем ухода в личную зависимость.

Вот по поводу спекулянтов нужно заметить, что речь не шла о запрете малого бизнеса как такового, а именно о целенаправленной спекуляции, когда человек специально покупал, например, зерно по дешевке, а позже продавал дороже. Если говорить о малом бизнесе в целом, то государство должно обладать экономическими функциями, и регулировать экономику страны, а не пускать все на самотек, ограничиваясь сбором денег, а дальше пусть делают что хотят.

Легизм и внешняя политика (Хань фэй цзы)

Если говорить о внешней политике, то нужно рассказать, чем занимались окружающие в это время. А в это время в Китае во внешней политике были популярны союзы. Разные страны объединялись в союзы для решения тех или иных задач. Союзы были не постоянны, различные государства переходили из одного союза в другой. В этих условиях не первую роль выходило высшее звено элит государство, которое и определяло, к какому союзу стоит примкнуть и оказывала на правителя давление для принятия им правильного решения. При этом, зачастую, эти самые элиты решали свои финансовые проблемы уже на этапе выбора ими самими стороны, и то, как государство закончит новую войну – им было не важно.

Хань Фэй, говоря о внешней политике, на первое место ставил внутреннюю. То есть никаких союзов и войн ради чужих интересов. Сначала решаются внутренние проблемы, государство приводится в порядок, чиновничество подчиняется, и только потом можно заниматься внешними делами. При этом полагаться на внешние силы нельзя, нужно опираться только на свои внутренние ресурсы. Цели войны – привычно легистские – захват территорий.

;