Про спор с Конфуцианцами и конфликт с элитамиПро спор с Конфуцианцами и конфликт с элитамиО конфуцианствеГлавным идеологическим оппонентом школы закона была школа Конфуция. Необходимая оговорка, на востоке с именами все сложно, многие исторические деятели имели несколько имен, которые меняли в связи с различными событиями своей жизни. Мы знаем этого человека как Конфуций, хотя это просто европейское произношение «Учитель Кун», так его называть и будем, чтобы еще сильнее никого в этом всем не путать. Конфуций родился в 551 году до нашей эры в царстве Лу, в семье обедневшего аристократа. Его отец был уже в возрасте, когда Конфуций родился, и умер буквально через полтора года после этого. Без отца, Конфуций рос в бедной семье, и с юности много работал, однако одновременно стремился учиться, и когда у него появилась такая возможность, бросил работу и отправился в путешествие по Поднебесной, стремясь встречаться с правителями и доносить везде до них свои идеи. С одной стороны, правители благосклонно встречали идеи Конфуция, но с другой стороны ни в одном царстве они не прижились, местные чиновники сопротивлялись им. Ближе к концу жизни он вновь осел в своем родном царстве и занялся своей школой и учениками. Собственно, благодаря им учение Конфуция дошло до наших дней, они сохранили его труды и составили новые, на основании бесед с ним, а позже, последователи его идей, занимались систематизацией и переосмыслением. Конфуцианство не является религией, поскольку там нет ни божества, ни института церкви, однако, по уровню влияния на массы конфуцианство ставят в один ряд с Буддизмом, Иудаизмом, Христианством и Исламом. Оно воспитывает народ и формирует стереотипы поведения. Главная его особенность, что в Китайской культуре оно было первым учением, которому и было суждено в значительной степени формировать облик нации. И в этом оно превосходило легизм, который оставался больше теорией государственного управления. Две системыНесмотря на то, что Конфуция еще при жизни воспринимали как мудрого старца, в полной мере его учение раскрылось позже, только на фоне идеологического противостояния с другим учением, Легизмом, которое хоть и зародилось еще до Конфуция, и на проявления, которого Конфуций, в том числе, и реагировал, в полной мере будет сформулировано позднее. Так уже при жизни Конфуция в отдельных царствах стали появляться первые законы, перед которыми были все равны. И уже этому он противопоставлял свое учение, считая законы – насилием над личностью, и соблюдать должны все - некие правила, опирающиеся на справедливость. Впрочем, справедливость в древнекитайском представлении – никакого равенства, монархия как единственный государственный строй, о существовании которого древние Китайцы знали, верхи и низы на своих местах. При этом все крайне благородные, честные и соблюдают правила. Идеализм. Впрочем, как и легизм в своем абсолюте также был идеализмом. Это нормально для учения. В Китае это противопоставление между Легизмом и Конфуцианством позже родило два способа управления государством – посредством законов и посредством людей, то есть элит, не нужно думать о конфуцианстве слишком хорошо. Говоря о верхах и низах, основным пороком сторонников закона Конфуций считал то, что они стремятся уничтожить различия между аристократами и простым людом. Так Конфуций, выступая с позиции защитника родовой знати, жестко разделял общество, буквально на уровне каст, на простолюдинов и благородных аристократов. Заявлял, что каждый должен занимать свое место, чтобы в стране был порядок. Иначе, если это не соблюдать, у государства будут проблемы. При этом элиты должны руководить государством и внедрять в народ правила в первую очередь личным примером, формируя собой образ благородных мужей. Именно такие благородные мужи из аристократов и должны были занимать все посты в государстве, собственно, из этих представления о благородном муже, управляющим простыми людьми, впоследствии и сложился типичный образ китайского чиновника. Ну, с некоторыми поправками на практику, естественно. Элитарность КонфуцианстваВажно, что Конфуцианские правила должны были быть следствием консенсуса правителя и знати, с соблюдением свободы состязательности мнений. Также стоило привлекать к разработке правил в некоторой степени представителей от народа, но с условием достижения единства во взглядах на обсуждаемый вопрос, и в большей степени для того, чтобы эти представители, сами согласившись с правилами, сами же и донесли до народа необходимость их соблюдать. Идеализм. Особенно учитывая, что признавалось право элит трактовать правила так, как им будет удобно. То есть, хотя номинально элиты должны были своим примером вдохновлять народ на соблюдение правил, реально возможность трактовок приводит к тому, что аристократы остаются вне правил. А вот правитель оказывается зависим от элиты, которая должна следить, что бы он соблюдал правила и управлял государством в соответствии с ними. Правда, чем в такой системе вообще сможет управлять правитель? И вот, с одной стороны, Конфуций был очень строг, когда говорил о правилах, нельзя смотреть, слушать и говорить о том, что не соответствует правилам. При этом он был категоричен в вопросе доноса. Доносить нельзя. Укрывать преступника можно. Как тогда вообще эти правила будут работать не уточнялось. Ну, вернее он в серьез рассчитывал на две вещи – силу примера и правильные элиты. Это должно было вдохновлять народ на соблюдение правил. Дважды идеализм, поскольку, как я говорил выше, элиты фактически остаются вне закона, и надеяться, что они будут особо правильные несколько наивно, а следовательно сила примера работать также не будет. Да, это был чистой воды идеализм, но элитам он был скорее на руку. Ведь раз и трактовать правила должны были в первую очередь они, и за правителем присматривать должны были, чтобы он соблюдал эти правила, то и власть фактически, при номинально самодержавном правителе, остается у них в руках. Поэтому, хотя и самому Конфуцию не удалось внедрить свои идеи на практике, в будущем элиты их оценят и Конфуцианство очень широко распространится, особенно на фоне его противоположности, легизма. А сама модель элитарного Конфуцианского государства является по сути самой распространенной моделью государства и в наше время, просто монарх был заменен демократическими институтами, которые в точно такой же степени оказываются контролируемы элитами, находящимися вне придумываемых ими правил. ; |