Развитие Конфуцианства и ЛегизмаРазвитие Конфуцианства и ЛегизмаРазвитие Конфуцианства Мэн-цзыВпрочем, это идеи самого Конфуция, он был одним из первых, кто так отрефлексировал темы и человека конкретно, и общества в целом, и государства, а главное он смог свои идеи достаточно широко распространить благодаря чему они и дошли до наших дней. Позже, его последователями, эти идеи будут в должной степени отрефлексированы, и, как любое живое учение, Конфуцианство развивалось. Одним из идейных последователей, которые слишком буквально переняли идеи учителя, был Мэн-цзы. Так, он доказывал природность власти элит, и что это само небо предписало крестьянам кормить аристократию, и что низшие непременно должны слушаться высших, это природосообразно и правильно. Аж слезы наворачиваются, когда вспоминаешь идеи некоторых Российских нацистских философов в иммиграции первой половины 20 века, насколько древние у них были идеи. Правда, едва ли они обрадовались бы, если бы узнали, что те черты, которые они приписывали как уникальные и генетические для Русского народа, Китайские философы до нашей эры искали еще у самих Китайцев. Впрочем, не нужно это воспринимать иначе, кроме как попытку обосновать, почему чернь не должна бунтовать, а должна подчиняться элитам. При этом, под все разговоры о необходимости правильного распределения благ и о том, что правитель должен заботиться, что простые люди богатели, конфуцианцы, и тот же Мэн-цзы, придумывали, как лучше это население доить. Так Мэн-цзы предложил использовать что-то типа барщины, выделив посреди общинных земель, земли, работать на которых будет вся община, а урожай с них будет полностью уходить местным аристократам или чиновникам. Однако под все разговоры о иерархии и правильности подчинения низших высшим, естественно это не касалось отношения правителя и элит. Мэн-цзы выступал с той позиции, что элиты должны контролировать правителя, и должны иметь возможность его свергнуть, если он шел против элит. Творил Мэн-цзы уже после Шан Яна, и критикуя его идеи и реформы. В противоположность ему, Мэн-цзы предлагал следующий способ управления государством: отказаться от принуждения подданных к чему либо, отказаться от наказаний, раздать все государственную землю подданным, раздать монополии на использование природных ресурсов частникам, уменьшить налоги, платить пособия бедным и наследственный оклад чиновникам. Звучит как план. Развитие Конфуцианства Сюнь-цзыЕще одним идеологом природосообразности власти элиты был Сюнь-цзы. В отличие от других Конфуцианцев он отрицал божественною природу чего-либо и волю неба. Он даже отрицал природное благородство человека, утверждая, что людей нужно воспитывать и ограничивать законом. Однако, чтобы мы не обманывались удивительной для Конфуцианца риторикой, он говорил и более привычные для них вещи. Так он признавал, что вещь, которой наслаждается один человек, создается трудом многих, и вещей мало, а значит все богатыми быть не могут, и не нужно даже пытаться заботиться о благосостоянии простых граждан. Наоборот, люди рождаются разными, такое состояние и нужно поддерживать, элиты должны быть богаче, их одежда должна быль лучше, им полагаются ритуалы и музыка. А простолюдины должны жить беднее, и им полагаются только законы. Опять-таки, не нужно обманываться некоторому внешнему синтезу Конфуцианства и легизма в этом учении. Действительно, влияние школы законе присутствует. Однако здесь нет главного принципа легизма - закон не всеобщий, а только для простолюдинов, как то, что называется «правилами» у Конфуция. К легистскому закону это отношения не имеет. Сохраняется здесь и социальная дифференциация. Естественно, творил Сюнь-цзы уже после Шан Яна, и попытка поженить Конфуцианство и легизм проходили в том числе под влиянием успехов последнего, но что интересно, именно из школы Сюнь-цзы вышли два знаменитых легиста: Хань Фэйцзы и Ли Сы. Рассуждения о соли и железеОдним из элементов спора Конфуцианцев и Легистов стал трактат "Рассуждения о соли и железе". Основой его был спор вокруг монополии государства на добычу соли и железа, вызванный некоторыми экономическими проблемами в стране. Происходил он уже в Ханьском Китае. Так, Конфуцианцы выступали за отмену государственной монополии и свободный рынок, а также за отмену государственного регулирования цен, в том числе и на продовольствие. Представляли они здесь интересы торгового капитала, для которого отмена монополий была бы важным источником прибылей. Цинизм ситуации в том, что конфуцианцы оперировали такими лозунгами, как «вернуть народу соль и железо», явно под этим самым народом имея ввиду конкретных лиц. Легисты видели причину проблем в сельском хозяйстве в недостаточном снабжении земледельцев орудиями труда. Поэтому решение проблем с продовольствием нужно искать в развитии ремесла. Государственные монополии же были важными источниками средств в бюджете, а также введены для ограничения прибылей торговцев, поскольку легисты считали, что богатства приобретаются не благодаря тяжелому физическому труду, а за счет спекуляций на рынке. Короче, от трудов праведных не наживешь палат каменных. А свободный рынок неизбежно приводит к спекуляциям. Кроме того, железные орудия и военное снаряжение крайне важны для страны, государство не может допустить, чтобы они попали в частные руки. Таким образом, легисты отдавали предпочтение развитию ремесла и углублению общественного разделения труда между сельским хозяйством и ремеслом. Конфуцианцы же высказывали плодотворную идею о необходимости производства более совершенных орудий, соответствующих характеру почвы. И свободный от монополии рынок тут же все необходимое произведет. Интересным был и характер дискуссии. Так как основателем монополий считался Шан Ян, экономическая дискуссия конфуцианцами велась через очернение личности Шан Яна. Стремясь опорочить его самого и его реформы, конфуцианцы обвиняли Шан Яна в отхождении от пути древних, нарушении старых обычаев, введении жестоких законов. Пикантность ситуации была в том, что это все происходило в стране, в которой основная система была аккуратна перенесена из империи Цинь, вместе с этими законами и нарушением старых традиций, возвращаться к которым не торопились. «Рассуждения о соли и железе» свидетельствуют о высоком уровне древнекитайской экономической мысли, по крайней мере в нашей стране подобный спор возник только в 80-90 годах 20 века, а незнание матчасти привело к повторению родным государством всех ошибок древнего Китая. Ханьское КонфуцианствоКонечно, чистое конфуцианство было бы не работоспособно, по крайней мере в область государственного устройства. И наоборот, Легизм показал себя прекрасно как школа управления государством, именно легисты смогли объединить Китай, построив достаточно сильное для этого государство. И уже в период Хань эти две школы, по сути, слились, в то, что мы понимаем под Китайским конфуцианством сейчас, что называют Ханьским Конфуцианством. За основу было взято Конфуцианство, как более широкая идеология, но в управлении государством было многое почерпано из школы закона, как более успешной в этом смысле школы. Собственно, империя Хань в начале почти полностью перенесла общественные и политические порядки из империи Цинь, вплоть до системы управления страной. Также никто уже не собирался отказываться от законов, приняв их необходимость для управления государством, однако Конфуцианцы настаивали на важности этической и моральной составляющих в них. Хотя взаимная ответственность - или круговая порука – родственников преступника была со временем отменена, реально на продолжала действовать, и даже больше, теперь она распространялась и на чиновников. Оставалась Легистская система рангов для чиновников, по которой могли подниматься и простолюдины, однако в соответствии с Конфуцианством возвращались и элиты, и родовая аристократия, которые занимали всю верхушку системы рангов. Сохранилось Легистское понимание о чиновнике, как о функции, но при этом облик его был в большой степени почерпнут из Конфуцианства. Таким образом мы видим реальные причины анти легистских настроений в Китайском обществе империи Цинь. При установлении новой империи все то, против чего как бы протестовали люди – по крайней мере по словам конфуцианских историков, писавших об этом – и в новой империи. Что изменилось? А появилось то, ради чего стоило придумать конфуцианство, если бы его еще не было – элитарность власти. Идеология ХаньИ проявлялось это в идеологии новой империи. Несмотря на то, что практика управления государством сохранилась от легистов, номинально идеология со временем стала официально Конфуцианской, учения Легистов же наоборот, подавлялось. Причем использовались для этого все средства, в том числе и пропаганда. С этой точки зрения интересен некий Дун Чжуншу, который считается одним из основателей Ханьского Конфуцианства. Его позиция интересна тем, что в своих трудах он откровенно лгал, описывая деятельность легистов. Так он приписывал разорение и обезземеливание мелкого крестьянства деятельности Шан Яна, хотя известно, что этот процесс начался задолго до прихода легистов, и отчасти этот приход и вызвал, что легист боролся с этим и наоборот стремился вернуть крестьян в поля, раздавая мелким крестьянам земли и вводя в оборот новые земли для обработки. Или, например, он связывает с Легизмом появление сверх богатых людей, потрясавших всех своей роскошью, хотя опять-таки, их появление было связано с изменениями в традиционном обществе, легисты же наоборот боролись со сверх богатством элит. Эта прямая ложь на Легистов нужна была для очернения этого учения в глазах окружающих. Нет однозначного ответа, но есть подозрения, что некоторые конфуцианские историки этого же времени, описывавшие деятельность легистов прошлого, преувеличивали масштабы и значимость некоторых событий, а также цифры пострадавших от репрессий, а возможно, как и сам Дун Чжуншу, откровенно лгали. Поэтому, к историям о несметных полчищах жертв репрессий Легистов Цинь нужно относиться с большой осторожностью, так как конфуцианцев, которые рассказывали эти истории, уже ловили на лжи. Конфуцианцы и легисты ХаньЯ уже упоминал, что Ханьские конфуцианцы приняли себе некоторые идеи легизма. Но что именно произошло с конфуцианством и как именно повлиял на них легизм? Мы помним, что древнее конфуцианство возникло как противоположность идее закона. Гуманизм, свободная и ответственная личность. Закон противоречит самой идее Конфуция. Конфуцианцы в империи Хань были уже не только не против законов, но и открыто выступали за насилие, как способ управления народом. Оправдывалось это тем, что такие меры воздействия — это просто меры, помогающие управлению государством, и вообще наказания и добродетель сопутствуют друг другу. Также в идеях некоторых конфуцианцев размывалась даже идея социального расслоения в обществе. Писали, что далеко не всегда добродетельный человек — это человек высокого ранга, а низкий человек – бедный. Что среди бедных тоже могут быть добродетельные люди, а среди элит – низкие люди. Это в корне мешало понимать теперь, кто легист а кто конфуцианец, и чем первые теперь отличаются от вторых. ; |