История Японии: Период Хэйан. Часть 1
Вслед за периодом Нара начался период расцвета Японской культуры. Период, когда появляется литература женского потока, создается слоговая азбука. Свои произведения пишут Мурасаки Сикибу, Идзуми Сикибу, Сэи Сенагон. Это золотой век Японской культуры – период Хэйан. Его определяют с 794 по 1185 годы. Если в период Нара Япония находилась под сильнейшим влиянием материкового Китая, то теперь создаются собственные культурные формы, идеологемы, архитектурные стили.
Однако, политическая борьба в этот период не прекращалась, и вылилась в вооруженные восстания, происходит в этот период и становление самурайского сословия, которое и будет многое определять в конце периода и после него. Развитие частного землевладения и укрепление позиций местной администрации затрудняют деятельность центральной власти. Таким образом развитие культуры в это время соседствовало с непрерывными мятежами и смутами.
Противоречивость этого времени заложена еще в период Нара, когда элита была увлечена постройкой государства по Китайскому образцу. Тогда степень централизации государства была достаточно большой, а сфера влияния распространялась на северо-восточные регионы, с попыткой ассимиляции местного населения. В Хэйан же элита все сильнее герметизируется в столице, а периферия дезинтегрируется. Не придавало стабильности и то, что законодательная база не в полной мере соответствовала реалиям.
Росло и число поместий, наделенных налоговым иммунитетом, а учитывая, что местные чиновники при перераспределении ресурсов играли все более значимую роль, это подрывало и экономическую базу государства. А конфликты и внутри правящей элиты, вкупе с остальными прекрасными факторами, привели к тому, что к концу периода власть оказывается у сильных военных домов на местах, а придворные аристократы стали заложниками своих же мер, и утратили реальную власть.
При этом, старые органы власти не упраздняются, они остаются, но теряют реальные инструменты управления страной, их функции переходят к вновь создаваемым ведомствам и службам, как правило более независимым от центра. При этом создавались новые органы как правило в рамках борьбы за власть.
Во главе государства, как и раньше, находился император, однако по-прежнему мало кто из государей проводил независимую политику. Это с одной стороны ограничивает власть императора, однако, с другой стороны, это и снимает с правителя ответственность на неудачные решения, а также в большей степени сакрализирует императора.
Одним из способов, которым император мог обрести политические полномочия, было отречение от власти, что в купе с передачей престола лояльному наследнику позволяло осуществлять управление, не будучи скованным ритуальными обязательствами. Однако это все порождало борьбу уже даже не кланов между собой, или влиятельных семей с императором, а борьбу внутри Императорской семьи.
И позднюю часть этой эпохи уже называли не «государством, основанным на законах», а «придворным государством», как символ того, что придворная элита герметизируется и отдаляется от страны.
;