История Японии: Архитектура и Религия Периода Хэйан

Строительство новой столицы – города Хэйан – способствовало развитию и светской архитектуры. В это время возникает стиль Синдзэн Дзукури, что означает буквально «Спальный павильон», определивший архитектуру на следующие несколько столетий. Классическим примеров такого здания является императорский дворец в Хэйане: прямоугольное помещение, высоко поднятое на столбах, внутреннее пространство которого разделялось столбами на основное помещение, галереи по периметру и веранды. Постоянных перегородок не было, снаружи в качестве стен были съемные панели, а внутри – занавески и ширмы.

В дворцовом комплексе было несколько таких зданий, соединены они крытыми переходами и крытыми коридорами с флигелями, и павильонами. Были в комплексе павильон над источником и павильон для рыбной ловли. Фасад главного здания был обращен на юг, а перед ним был парадный двор, сад, и пруд с островами. Территория дворцового комплекса была обнесена стеной с несколькими воротами. Изменения произошли и в храмовом строительстве: на смену открытому храмовому пространству и фундаментализму Ансамблей периода Нара, пришли строения в уединенных местах, следовавшие рельефу местности.

Распространение буддизма стимулировало появления синтоистских скульптурных изображений, божеств и императоров. Мастера зачастую продолжали руководствоваться буддийским каноном, но в их работах стали проявляться и местные черты. В горных районах островов Кюсю и Хонсю появились высеченные скальные рельефы – это были буддистские божества и охранители местности. Изменились и алтарные композиции, где вместо безмятежных фигур Будд стали размещать многоголовых и многоруких божеств. Перешли и к работе с местными материалами, кроме глины и лака начали использовать дерево местных пород.

Многие статуи этого периода вырезались из цельного ствола дерева, вместе с пьедесталом, тщательно обрабатывались и окрашивались. Они имели множество деталей и атрибутов, характеризующих каждое божество. Изображались божества и живописно на шелковых свитках и стенах монастырей, это были как правило целые композиции, в которых в центре располагалось главное божество, а по краям множество других, менее значимых.

Вообще период Хэйан стал чрезвычайно важным этапом в развитии Японского общества, поскольку именно тут складываются практически во всех областях жизни общества собственные модели на основе заимствованных из Китая достижений той культуры, от политики до искусства. В религии это было появление новых форм буддизма, совмещенных с местными верованиями. Буддизм осознавался, по крайней мере правящими кругами, как сила, несущую более высокую культуру, однако в комплекс верований основной массы народа он не вошел.

Две самых известных школы буддизма эпохи Хэйан – школа Тэндай и школа Сингон – появились на границе эпох, в самом начале периода нара. Хоть оба основателя этих школ Японцы, знания, для основания своих собственных школ, они привезли из Китая, и активно способствовал развитию религии и заимствованию новинок буддизма от соседей сам император, который им в этом покровительствовал. Кстати, привезли оттуда они не только религиозные знания, но и другие культурные знания, по литературе, живописи, калиграфии и прочие. Несмотря на то, что обе фигуры играли значительную роль и в столице, в религиозной сфере конечно же, главные монастыри своих школ он стремились расположить в горах, в отдалении от мира.

В конце 9 века в Китае наступают смутные времена, на морских коммуникациях активно шакалят пираты, Танская империя распадается, это все становится причиной прекращения активных связей между Японией и Китаем. Нет, частные визиты и паломничества еще сохранялись, но они уже не носили массовый характер, и на длительное время Япония осталась один на один с привезенными с материка культурными и религиозными знаниями. Возможно, это и способствовало успешному поглощению и перевариванию их собственными культурными традициями, что и родило в результате необыкновенную Хэйанскую культуру.

;