История Японии: Тоётоми Хидэёси: Завершение объединения страны

После разгрома монастыря Исияма Гобо Хонгандзи и победы над домом Такэда Ода Нобунага планировал двинуться на юг, на покорение оставшейся части юго-западных территорий острова Хонсю, островов Сикоку и Кюсю. Эту сулило лишь кровопролитную борьбу с местными домами, прежде всего с домом Мори, Симадзу на Кюсю и Тёсокабэ на Сикоку, все они поддерживали довольно тесные отношения. Возглавить армию Нобунага доверил Тоётоми Хидэёси, своему ближайшему сподвижнику. И когда основные силы Нобунага ушли на встречу войскам Мори, а сам Нобунага с небольшим отрядом возвращался в столицу, во время ночлега в храме Хоннодзи на него напал один из его вассалов, обиженный на Нобунагу за то, что Нобунага лишил его земли. Этот вассал составил целый заговор, планируя убить также и Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу, и провозгласить себя сегуном. Не получилось, не фортануло. Нет, Нобунага, преред неминуемым поражением совершил сепоку. Но Хидэёси, узнав о нападении, повернул свои войска обратно к столице, и буквально через несколько дней голова новоиспеченного сегуна уже висела на развалинах храма Хоннодзи, где он и напал на отряд Ода. Это был Июнь 1582 г.

Гибель Ода Нобунага вызвала волнение в стране и борьбу за власть уже в стане вчерашних друзей и сподвижников Ода. Главными соперниками тут были Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу и Сибата Кацуиэ, они трое собрались, чтобы обсудить раздел наследства Нобунага. Сибата Кацуиэ выступил за передачу всей полноты власти младшему сыну Нобунаги – Ода Нобуката. Это естественно не понравилось среднему сыну, Ода Нобукацу. Этим воспользовался Тоётоми Хидэёси, провозгласивший наследником Ода Нобунага его 3-х летнего внука Ода Хидэнобу от старшего сына Ода Нобутада, который (старший сын всм.) отправился по стопам отца в том же храме, во время того-же штурма.

Спустя некоторое время Ода Нобуката был выдворен из отцовского замка и сослан в монастырь, дабы не отсвечивать в смысле возможного наследования всего. Там он не выдержал позора и последовал примеру старших представителей своей семьи. Малолетний наследник же был отправлен в замок Гифу, где ему дали определенный годовой доход на карманные расходы, и больше о нем никто не вспоминал. Владения Ода были разделены, не, ну часть из них, конечно, перешла-таки его сыновьям, но основная их часть все-таки была передана его соратникам. Больше всех получил Тоётоми Хидэеси, который в дополнение к уже имевшийся у него провинции Харима нахватил еще 4 провинции Кавати, Ямасиро, Авадзи и Тамба. Впрочем, на пути к власти он очень сильно пересекался с Сибата Кацуиэ, и между ними разгорелась жестокая и кровопролитная борьба, которая, впрочем, завершилась уже в апреле 1583 года, сражением при Сидзугадакэ и взятием замка Китаносё, где покончили жизнь самоубийством Сибата Кацуиэ, его жена – сестра Нобунаги, и еще 80 вассалов.

Но оставался еще Токугава Иэясу, который после смерти Нобунаги не успел занять столицу с криком «чур я первый правлю» - Хидэёси это сделал первым, но пару провинций он себе нахватил, а его окружение активно привлекало разных даймэ против Хидэёси. Положение Иэясу заставляло с ним считаться даже Хидэёси, но отношения между ними было очень напряженные, поскольку Иэясу всячески уклонялся от переговоров с Хидэёси. За это в 1584 году Хидэёси напал на крепость Иэясу, в сражении участвовало по 3 тыс. человек с каждой стороны, и Иэясу одержал уверенную победу, и снова уклонился от переговоров. При этом параллельно они пытались и установить отношения. Так Хидэёси заставил свою сводную сестру выйти замуж за Иэясу. Её муж, конечно, был против, но на такие мелочи внимания никто не обращал. После этого Хидэёси усыновил 7-летнего сына Иэясу. При этом Иэясу, припоминая своё детство в качестве заложника, поставил условия: именно этот сын будет его (Иэясу) приемником, даже если от брака с сестрой Хидэёси появятся дети, при этом этот сын не будет заложником.

Впрочем установление родственных связей не помогло, а сестра дак вообще умерла спустя 4 года, не оставив Иэясу детей. Однако внешне их противостояние особо никак не выражалось – Иэясу налаживал управление своими провинциями, в то время как Хидэёси занимался компанией на островах. Иэясу он не трогал, в то время как другие противники его были сурово наказаны, как и те, кто помогал Иэясу в противостоянии с Хидэёси.

Летом 1585 года почти 100-тысячная армия Тоетоми Хидэёси, совместно с Мори Тэрумото высадилась на Сикоку. Там все четыре провинции острова практически полностью контролировались богатым домом Тёсокабэ. Однако, перед такой мощью он капитулировал и этот дом стал верным вассалом Хидэёси. В 1587 году Хидэёси начал поход на Кюсю, контролируемый домом Симадзу, который после нескольких сражений признал свое поражение. Тем не менее, милосердия не было, Хидэёси приказал убить всех лиц мужского пола этого дома, включая детей. Эта компания продлилась не долго.

Однако эта компания обнажила и проблемы, как рост иностранного влияния и миссионерства. Собственно, как и Ода Нобунага, сам Хидэёси долгое время нейтрально относился к европейцам, используя их для получения огнестрельного оружия из Европы, было и в его окружении не мало людей, принявших христианство, даже среди его полководцев. Однако на острове Кюсю он увидел, что эта часть страны была значительно христианизирована. Миссионеры были очень активны, но это все не был проблемой. Гораздо сильнее его разозлило то, что христиане притесняли и преследовали синтоистских священников, разрушали синтоистские святилища и буддийские храмы, насильственно навязывали свою веру. Процветала там и работорговля – Японцев продавали в рабство в Европу.

В 1587 году было принято 2 закона, направленных на противостояние агрессивной европейской колониальной политики. Не думаю, что Хидэёси использовал именно такую терминологию, но суть в этом. По одному закону, любому дайме, размер владений которого был больше определенного уровня, запрещалось принимать христианство. Второй закон предписывал христианским миссионерам покинуть страну в течении 20 дней, под страхом смертной казни. При этом европейцам не запрещалось вести коммерческую деятельность. Это еще не было началом политики закрытия страны, это было только борьбой с черезмерным Европейским влиянием.

После успешного завершения похода на Кюсю на пути к объединению страны оставалось только два независимых феодальных дома – Гоходзе и Датэ. Глава клана Гоходзё грубо отклонил приглашение Хидэёси в Киото, где, вероятно, тот рассчитывал наладить отношения без прибегания к военной силе. Дом Датэ располагался на северо-востоке страны, отдаленность от центра и расчет на поддержку Гоходзе рождал в этом доме иллюзию независимости вплоть до пренебрежения к центральной власти.

В 1590 году 200-тысячная армия Хидэёси двинулась на столицу Гоходзе, замок Одавара. В этом походе участвовали как друзья и союзники Хидэёси, как Маэда, Уэсуги, так и конкуренты, как Токугава Иэясу и Ода Нобукацу, так и вчерашние враги, как Тёсокабэ и Мори. А сам Токугава Иэясу даже возглавлял авангард из 30 тысяч всадников, и сделал все, чтобы не дать возможности Гоходзе вырваться из замка до прибытия основных сил. Против 210 тысячного войска со всей страны у Гоходзе было около 44 тысяч, большую часть из которых были простые крестьяне, навербованные в войско. После 100 дневной осады глава клана Гоходзе принял решение о сдаче замка и самовыпилился. Осенью этого же года этаже армия двинулась и в сторону Датэ, так был завершен процесс объединения страны.

Победа над Ходзе дала возможность контролировать большой район Канто, после чего достаточно легко была подчинена и северо-восточная часть страны. Иэясу также достались новые провинции, но Хидэёси поставил перед ним условие, что он должен будет отказаться от 5 своих текущих провинций, и вместе с вассалами переехать в 5 других провинции на равнине Канто. Этим шагом Хидэеси рассчитывал одновременно ослабить авторитет Иэясу и сохранить его руками мир в Канто, где за это время Гоходзе успели пустить корни. И хотя новое владение было обширным, а плодородные почвы давали большой урожай, Иэясу предстояло заслужить доверие бывших сторонников Гоходзе.

Когда Иэясу прибыл в Эдо, его глазам предстала картина, едва не ввергнувшая его в уныние: вокруг замка было лишь несколько небольших деревушек и лачуги рыбаков, часть территории занимало болото, а сам замок не имел каменного ограждения. Ему предстояло проделать огромную работу, прежде чем эти руины превратятся в боевой бастион. В качестве одних из первых мероприятий он раздал рис местным жителям, и назначил нескольких торговцев управляющими в деревнях, приступил к строительству мостов и каналов вокруг. Для поддержания мира здесь он расселил нескольких своих верных вассалов в разные части своих владений.

Эдо он решил сделать центром своих новых владений, а для этого он взял заброшенный участок земли, обнес его рвом и построил высокую дамбу, укрепленную камнем. Это была центральная часть будущего замка, получившая название Нисимару – западная ограда. Сейчас на этой территории находится резиденция императора, а сам Эдо – современный Токио.

;