История Японии: Европейцы в Японии, религия и торговля

Первые сведения о Японии сообщил европейцам Марко Поло, который в 1275-1292 годах находился на службе у тогдашнего правителя Китая – монгольского хана Хубилая. В книге, написанной венецианцем есть строки: «Остров Чипингу на востоке, в открытом море, до него от материка 1500 миль. Остров очень велик, жители белы, красивы и учтивы. Они идолопоклонники, независимы и никому не подчиняются.». Марко описывал, что у них там много золота, и хан монгольский, польстившись золотом, отправил туда войска, которые там торжественно огребли. Ну, вернее сначала они завоевали там много земель, а потом их разбросала буря. Достаточно красочно описал, особенно тот момент, что завоевавшие много земель и деревень монголы испугались одной бури и все из Японии в открытое море и ушли от этого.

Современники сочли книгу Марко поло собранием небылиц, даже не знаю, почему, ну хотя бы потому, что сейчас отправиться туда у них все равно возможности не было, но они запомнили еще одно место, где можно быстро и просто нафармить золото, но прошло немного времени, и путешественники отправились искать остров Чипингу, где все было из золота. После открытия морского пути в Индию европейская экспансия начала быстро распространяться на восток, благо легенд о том, что где-то было много золота хватало, и это очень стимулировало кого-то куда-то плыть.

Португальцы достигли побережья Китая в 1537 году, а вскоре нашли и Японию. На право называться первооткрывателем этой страны претендует Фернао Мендеш Пинто, португалец, один из авантюристов, который путешествуя по восточным владениям португальской короны попал в бурю, и был отнесён к Японскому острову Танэгасима. Местный жители радушно встретили португальцев, а внешний вид и снаряжение приплывших вызвали у Японцев изумление, особый интерес вызвала аркебуза, познакомившись с конструкцией которой, Японцы немедленно наладили производство и буквально за полгода выпустили 600 таких же ружей.

То, что португальцы побывали в Японии около 1542 года, подтверждает и иезуитский миссионер Франциск Ксавье. Именно его считают первым христианским проповедником, посетившим эту страну. Сыграл он свою роль и в укреплении португальских позиций в стране. Оказавшись как-то по делам в Малакке, Ксавье встретил там японца по имени Анжеро, самурая, который вынужден был покинуть свою страну из-за совершенного им убийства. Иезуит убедил Японца принять Христианство и принять христианское имя Павел. Тогда же он узнал от Павла о целой стране нехристиан, которых можно было обратить, и решил совершить поездку в Японию с целью пропаганды христианского учения.

Поскольку прямы рейсов по морю на Японию тогда еще не ходило, ему пришлось воспользоваться услугами одного пирата, а чтобы уберечь пирата от соблазна продать доверившегося ему миссионера в рабство, губернатор Малакки держал в заложниках жену пирата. Так в 1549 году Ксавье сошел на берег в Кагосима. Сначала он проповедовал в провинции Суцума, там ему удалось обратить 150 человек. Однако летом 1550 года, местный князь, раздосадованный тем, что миссионер не смог ему гарантировать, что вся торговля с европейцами будет идти только через земли этого князя, объявил принятия христианства на своих землях преступлением, и миссионеру пришлось идти в другие земли.

Миссионер со своими спутниками совершили путешествие по стране, посетив также и Киото. Тогда он решил, что чтобы обратить Японию в христианство, проще будет обратить сразу Китай, откуда Японцы должны будут его позаимствовать. Одной из трудностей обращения, он подметил, было то, что новообращенные замечали, что со стороны бога было неправильно, что он так поздно познакомил их с Евангелием, лишив своей милости всех их предков. Сам Ксавье вскоре умер, в 1552 году, а один из его спутников-Японцев, обращенных им, отправился в Европу, где посетил Рим и окончил свои дни в монастыре в Португалии. Вероятно, это был первый Японец в Европе.

К 1580 году число христиан в Японии, по утверждениям самих христиан же, было около 150 тысяч. В стране действовало 200 церквей, а также открытые миссионерами детский приют, лепрозорий и колледж. И причина такого быстрого распространения христианства была в том, что южные даймэ хотели использовать его в своих политических целях. Южные даймэ просто географически чаще взаимодействовали с южными варварами, как в Японии называли европейцев. При этом в Японии как раз в это время протекали процессы объединения страны. А еще европейцы привезли в Японию оружие огнестрельное. Все эти прекрасные факторы вместе приводили к тому, что эти самые южные даймэ старались использовать в своих целях как европейское оружие, так и христианство, в качестве идеологии обособляющей их земли от остальной страны.

Европейцы с удовольствием пользовались враждой даймэ между собой, и пытались в первую очередь обратить их, предлагая в замен интересные местным князям торговые сделки, например продавая оружие. Тогда деятельность миссионеров получила поддержку и у первого объединителя Японии, Ода Нобунага, который хотел от миссионеров того-же, что и остальные даймэ – оружие. Само по себе христианство не воспринималось Японцами как угроза, поскольку в самой Японии к тому моменту уже было более тридцати религиозных сект, и христианство просто воспринималась как лишь одна из них.

Практически одновременно Нобунага столкнулся и с тем, что Буддийские монастыри и секты оказывали сопротивление его идее объединить страну под собой, и с тем, что христианские князья начали изгонять буддийских монахов с их земель. Будучи не религиозным человеком, Нобунага воспользовался таким рвением христиан в том числе и для борьбы против буддистских сект, в чем христиане ему очень усердно помогали. В 1582 году Нобунага умер, и к власти пришел его военачальник, Тоётоми Хидэёси, который продолжил объединять страну, а заодно и благосклонно относиться к миссионерам.

Конец этой дружбы настал, когда Хидэеси столкнулся уже с сопротивлением самих христиан объединению страны. А поскольку сопротивление буддистского духовенства уже было сломлено, и в таких союзниках он больше не нуждался, он пошел на борьбу с распространением христианства. Формальным поводом для этого стало то, что миссионеры промышляли работорговлей, продавая Японцев на невольничье рынки в Индию. Он издал указы, запрещающие крупным даймэ принимать христианство, а также высылающие всех иностранных миссионеров из страны. Но само христианство из страны не исчезло. Более того, в 1593 году в Японию прибыла группа испанских монахов – Францисканцев, которые немедленно начали борьбу и иезуитами, интриги, взаимные обвинения и отлучения от церкви, жалобы папе, очернение конкурентов.

Их проблему решил чрезмерно болтливый капитан испанского корабля, который во время своего визита к Хидэеси показал ему карту испанских владений, и в беседе с ним рассказал, что эти владения столь обширны, поскольку сначала король посылает миссионеров, а за ними войска. Эта информация так встревожила Хидэеси, что он еще раз приказал выслать всех миссионеров, и даже кого-то казнил – немного, человек 80. Впрочем, вскоре, в 1598 году он отправился лично выяснять, чья вера оказалась правильнее, а его место занял Токугава Иэясу, которых хоть и не был ярым противником христианства, к испанцам и португальцам он все же относился с недоверием.

В 1600 году в Японии появились и Голландцы с Англичанами, у них уже не было, видимо, никакого интереса, кроме торгового, и с ними отношения начали налаживаться. Один англичанин даже стал советником Иэясу, за что Иэясу пожаловал англичанину владение и звание самурая. Естественно, английский советник при дворе очень сильно способствовал развитию торговли с Англией и развитию отношений с ней же. Испанцам и португальцам же становилось совсем грустно в этот момент, поскольку ни тех ни других Англичане не любили, и их торговле здесь мешали.

После того, как и Голландцы и Англичане пообещали не вести тут никакое религиозной пропаганды, им разрешили открыть факторию в Хирадо, в 1609 и 1613 годах соответственно. При этом давление на миссионеров усиливалось, и в 1612 году их в очередной раз выслали, теперь просто собрав всех вместе и посадив на корабли. Одновременно были подписаны договора о защите, по которым англичане и голландцы могли в водах Японии захватывать испанские и португальские суда, при этом если на этих судах были священники – их передавали в руки Японских властей, которые их сжигали.

При этом жестоко подавлялось на этом этапе только распространение христианство через миссионерство, сами христиане-японцы в Японии жили в достаточно большом количестве, особенно на юге страны. Но на определенном этапе правительство начало воспринимать как угрозу для себя и самих христиан, и в 30-х годах гонения начались и на них, что привело к восстанию в 1637 году. Основные события происходили на полуострове Симабара, поэтому само восстание назвали Симабарским.

Ну, строго говоря, началось оно из-за недовольства налоговой политикой властей, и уже в ходе самого восстания получило религиозный окрас. Тут же во главе восстания оказалось воплощение Иисуса Христа. Ну, вернее человек, объявивший себя так. Христиане одержали даже несколько побед, но, когда по них дошла 125-тысячная армия сегуна они заперлись в замке, и началась многомесячная осада. К подавлению восстания подключились даже голландцы, сначала самостоятельно, с моря, обстреливая мятежную крепость, а потом передав пушки армии сегуна удалились по своим делам. Замок пал, а всех восставших убили. Хотя голландцев после этого осуждали в Европе, за участие в этой акции, но они были единственными, кому еще в течении 200 лет разрешалось торговать с Японией, так что тут они не прогадали.

Вообще решение закрыть страну от внешнего мира не было одномоментным, наоборот, сегуны постоянно растягивали и откладывали это решение. Главным фактором, из-за которого они в конце концов решились на это, были католические миссионеры, активно действовавшие на юге страны. Несмотря на то, что из регулярно высылали, и даже под страхом смертной казни, они снова и снова оказывались там. При этом сами христиане долгое время без какого-либо давления жили в стране. Главной причиной, по которой власти постоянно боролись с миссионерами было то, что через новообращенную паству миссионеры активно вмешивались во внутриполитическую жизнь страны и способствовали развитию сепаратистских настроений на юге страны.

И только в 20-х годах начались приниматься законы, ограничивавшие связи с европейцами, начавшиеся с запрета въезжать в страну испанцам, которые активнее всего занимались миссионерством. В 1639 году пребывание в Японии и торговля с ней были запрещены португальцам, что и было следствием симбарского восстания. С 1641 года только голландцам и китайцам было разрешено торговать в порту Нагасаки. При этом, за разрешение торговать они должны были регулярно рассказывать обо всем, что происходило в мире. И, как бы то не было, но эта мера была одной из тех, которая и позволила наступить стабильности в стране, которая только что выбралась из крупного феодального кризиса.

Однако, доходы от международной торговли были все же ощутимой статьей доходов сегуната, что было одним из факторов, сдерживающих ограничительные меры. Европейцев в начале 17 века в плане торговли начали теснить китайцы, даже несмотря на то, что отношения с ними были испорчены пиратами и войной в Корее, и так и не были налажены до 19 века. Торговля Англичан тут довольно скоро стала убыточной, в первую очередь из-за того, что их позиции в этом регионе были достаточно слабы, и они не имели возможности регулярно поставлять сюда товары, и им пришлось уйти из Японии, а позже и из Ост-Индии в целом на какое-то время.

Однако, чтобы сохранить внешние связи и доходы от торговли, но при этом и ввести ограничение с общением с внешним миром власти Японии использовали практику выдачи разрешений на внешнюю торговлю. Со временем такие разрешения стали получать только близкие к власти торговцы, а без особого разрешения на выезд японец даже выехать за границу не мог.

;