История Японии: Ода Нобунага против Буддистских монастырей

В 14-16 веках непрерывные феодальные междоусобицы и крестьянские восстания лишили политической стабильности всю центральную часть Хонсю. В это время значительную роль в обществе начали играть буддийские школы, среди которых наиболее популярными были Тэндай (опора небес), Сингон (истинное слово), Хоган (великий обет). Монастыри этих школ были не только религиозными, но и крупными экономическими и военными центрами. На их основе создавались буддийские экономически-самостоятельные общины, в которые вовлекались различные слои населения – крестьяне и горожане, ремесленники и торговцы, и даже значительное число самураев.

Неприступной крепостью на горе Хиэй в окрестностях Киото возвышался монастырь Энрякудзи секты Тэндай. Крупнейшим религиозным и культурным центром провинции Сэццу и района Нанива был храм Хонгандзи секты Синсю. В 1497 году Рэннё, 8-й настоятель храма Хонгандзи завершил строительство укрепленного монастыря Исияма Гобо. Он был расположен в возвышенной части Нанива, предположительно там, где двумя веками позже будет построен на его месте Осакский замок. Расположение монастыря было на редкость удачным, поэтому храмовое хозяйство укреплялось с каждым десятилетием. Многочисленные водные артерии пересекались здесь со множеством сухопутных маршрутов. Монастырь поддерживал связи и с иностранными купцами, суда из Китая по каналам и руслам рек проходили до самых храмовых стен и швартовались у монастырской пристани.

Китайские суда доставляли в Японию шелк-сырец и разнообразные ткани, которые по качеству были лучше Японских, и ценились дороже. Привозили они и медные деньги. Среди Японских товаров, которые пользовались спросом в Китае и других странах, было оружие – пики и мечи, изделия из серебра и золота, медные курильницы и драгоценные веера – все эти товары монастырских ремесленников и оружейников высоко ценились за высокое качество и красоты художественного оформления. Торговля, которую вели монахи Исияма Гобо приносила им огромные прибыли, храмовые территории разрастались, а под защиту храмовых стен от феодальных распрей бежали крестьяне со всех окрестных земель.

И это богатство и самостоятельность монастыря была зубом в носу объединителя Японии Ода Нобунага, которые с недоверием относился к монастырям и буддийскому духовенству в целом, не без оснований считая их оплотом сепаратизма, обладавшим еще и огромной военной силой. И наиболее важными противниками он считал монастыри Исияма Хонгандзи и Энрякудзи. В 1570 году он предъявил ультиматум главному настоятелю Исияма Хонгандзи, потребовав капитуляции и полного подчинения, а также передачи всех богатств монастырского города, на что получил отказ. Это стало началом 11-летней борьбы войск Ода с монастырем. Осложняло ситуацию то, что Нобунага приходилось воевать на несколько фронтов одновременно, при этом монастырь продолжал торговать с врагами Ода, поэтому и оставить его он не мог. Меж тем монахи показали подготовку профессиональных воинов, а сам главный настоятель – талант полководца, Защитники крепости не только успешно отбивали атаки, но и сами неоднократно переходили в наступление.

Проще было в Энрякудзи, который Нобунага осаждал параллельно. Там он просто опоясал все склоны горы войсками и укреплениями, постепенно сжимая кольцо осады. Гора была полностью изолирована от внешнего мира, а позже – сожжена. Монастырь был сожжен, в огне погибли все его обитатели, и все древние рукописи, и книги. И только после окончания своей компании в центральном районе Нобунага вернулся к Исияма Хонгандзи, с которым повторил тоже, что десятилетием ранее с Энрякудзи. Огромный монастырский город был сожжен до тла.

;