История Японии, Воюющие провинции: Сёгунат и независимые правители

В 1468 году брат сегуна – Асикага Есими – покинул расположение восточной армии и перешел в западный лагерь, тем самым дав им фигуру, по сути, равную сегуну. И естественно, сегуном его тут же и сделали. Правда, ничем он реально не правил, поскольку в западном лагере управляли всем те-же военные вожди, что и до этого, однако некоторую легитимность процессу это придавало. А в 1471 году западный лагерь предал вассал дома Сиба, контролировавший целую провинцию, что теперь давало временные преимущества восточному лагерю. Однако, начиная с 1474 года военачальники обеих лагерей начали постепенно прекращать активные действия, и к 1477 году оставшиеся полководцы западной армии покинули столицу.

Эта смута до основания потрясла систему сегуната Асикига, поскольку теперь сегун мало чего контролировал. Ставка практически не собирала подати и не контролировала ситуацию в провинциях, не мог он больше оказывать влияние и на Сюго. Если раньше сюго активно присутствовали в столице, и для отъезда в свою провинцию должны были прашивать дозволения, что способствовало их участию в управлении страной и политической централизации, а самовольный отъезд в провинцию воспринимался как бунт, то теперь все сюго просто разъехались по своим провинциям.

Теперь сегуны попали в полной мере в зависимость от могущественных сановников и вассалов, которые и определяли политику бакуфу. Меж тем, они в полной мере не контролировали даже ближайшие провинции. Меж тем, на фоне упадка власти сегуната в конце 15-16 веках возвышались независимые правители – сэнгоку дайме. Это были правители очень разные, как по полномочиям, так и по размерам владений, и лишь немногие из них происходили от военных наместников сюго – все же они в значительной степени опирались на авторитет сегуната, а участие в междоусобной войне, длительное отсутствие в провинциях и падение авторитета сегуна привели к тому, что многие сюго были просто свергнуты их заместителями или местными воинами.

Впрочем, были и некоторые центростремительные процессы, так с крупными княжествами соседствовали и оказывались в зависимости от них владения мелких князей, а позже крупные владения просто поглощали небольшие. Было по прежнему престижным получать от сегуна должность сюго, или от императора ранг при дворе. Реально это ничего не давало, кроме иллюзии легитимности в глазах соседей и местных жителей. Но это не означало, что система работало. Правители пытались получить статус сюго в своей провинции для укрепления своего положения, и их власть не основывалась на воле сегуна, как не мог он и назначать сюго по своему усмотрению.

Финансовое положение сегуната и дворца было не простым, настолько, что император Гоцутимикадо после своей смерти еще 43 дня жил во дворце, поскольку денег на похороны не было. А его сын только через 20 лет накопил деньги на свою интронизацию. Денег на проведение обрядов и ритуалов не было. Не было их и у сегуна. Однако император по-прежнему сохранял свою сакральную роль, он по-прежнему оставался, пусть формальным, но главой иерархии придворных должностей и рангов, в которую активно вписывались правители на местах. А вот роль сегуна, после утраты ставкой власти над всеми воинами страны, оставалась не ясна, вследствие чего Ода Нобунага упразднил бакуфу за ненадобностью.

Интересным было и образование союзов провинциальных землевладельцев и воинов – икки – там, где положение местных домов было не прочным или их не было. Такие союзы образовывались для сохранения власти над крестьянами, защиты от врагов и решения споров, иногда, впрочем, кто-то из такого союза возвышался над остальными, превращая их в своих вассалов и становясь уже князем.

;