Железный век Японии - Пришельцы навели суету?

В 1884 году в районе Токио под названием Яёй-мати был найден керамический сосуд, который идентифицировали, как принадлежащий эпохе, что пришла на смену Дзёмон. В честь названия эпохи назвали и весь период Японского железного века. Ну как назвали, просто обороты, вроде «Керамика типа Яёй» вошли в оборот, так стали обозначать и эпоху.

Носителями культуры Яёй были переселенцы с Корейского полуострова. Изначально центр этой культуры находился на северном Кюсю, откуда она и распространялась на северо-восток архипелага. Наиболее полное развитие эта культура получила в районе Нара-Киото-Осака, именно там, где позже сформируется центр Японской государственности.

Период Яёй датируется 3 в. До н.э. – 3 в. Н.э., и опять периодизация идет по керамике. Хотя технология изготовления осталась прежней – отсутствие гончарного круга и низкотемпературный отжиг, сама керамика стала более унифицированная, но проще и проще украшена, или не украшена вовсе. Да, отличия не столь большие, но за ними стоят колоссальные изменения.

Собственно в это время происходит неолитическая революция – переход к земледелию и использование металла. Но сам переход случился не ровно в 3 веке одновременно везде, косвенным признаком распространения земледелия можно считать распространение хвойных пород, которое началось 2000 лет назад на юго-западе и закончилось примерно 700 лет назад на северо-востоке. Да, это уже наша эра.

То есть к середине периода Яёй это более-менее широко распространилось только на юго-западе Японии. Земледелие сопровождается керамика и изготовление металла, что приводит к массовым вырубкам широколиственных лесов, которые из-за похолодания замещаются хвойными лесами.

Широкое распространение получило заливное рисоводство, хотя оно сложно и трудоемко, а урожайность иногда была ниже, чем у суходольного. При этом несмотря на то, что оно требует предварительного выращивания рассады с строительства ирригационных систем, оно имеет и ряд преимуществ.

Покрытое слоем воды заливное поле не требует прополки и перепахивания, а проточная вода частично компенсирует потерю плодородия почвы. При этом участок для выращивания рассады легче защитить от холодов, вредителей и птиц, меньше требуется и удобрений. Не смотря на высокую трудоемкость, появляется возможность сбора двух урожаев в год.

С укоренением рисоводства, центр хозяйственной деятельности сместился в центральную Японию, население юго-запада страны к концу Яёй стало выше, чем северо-востока. В целом население архипелага к концу Яёй оценивается в 3 млн человек.

Разумеется, если сравнивать с 70 тыс. человек в конце периода Дзёмон, то произойти это могло только при наличии значительного производства в производящем секторе хозяйственной деятельности. Охота и собирательство физически не могли бы прокормить такое население.

Еще одной особенностью Японской истории является то, что здесь нет разделения бронзового и железного века. Введение в обиход железных и бронзовых изделий связано с переселенцами с континента, которые обладали обеими технологиями, и за каменным веком Японии сразу последовал железный. При этом существовало разделение назначения изделий.

Так орудия хозяйственной и военной деятельности – мечи, топоры, ножи, лопаты, серпы, крючки – изготавливались из железа, а культовые принадлежности и символы власти – культовые мечи и копья, колокола и зеркала – из бронзы. Вначале использовались изделия континентального происхождения, потом появилась и своя металлургия, сырье для которой также вначале завозили.

Происходил товарообмен и внутри архипелага, так как на побережье продолжали жить люди, занимающиеся морским промыслом, а в горах – охотники и собиратели. Соответственно они все обменивались продукцией друг с другом путем натурального товарообмена. Поставлялись также и древесина для строительства лодок и как топливо, а также кости животных для крючков, конопля для сетей, и т.д.

Обменивались также и изделиями из дерева, металла, керамики. В целом общины в это период уже не находились на полном самообеспечении, а были активно включены в общую хозяйственную деятельность с разделением труда и профессионализацией отдельных общин и районов. А это более сложные общественные отношения и протогосударственные образования. И развивались они именно в центральной Японии, где культура Яёй достигла максимального развития.

Мы видим, к каким колоссальными изменениям привело появление переселенцев, но что же привело их в движение? Вероятнее всего изначальные причины были климатическими: похолодание привело в движение население северных районов Азии, что привело к нестабильности в Китае и на Корейском полуострове, а затем и к войнам в этом регионе. Вероятно, от этого то и бежали переселенцы.

Есть оценки, что количество переселенцев с начала периода Яёй до 8 века составило не меньше 1 млн. человек, при том, что все население архипелага к концу Яёй оценивается в 3 млн человек, а к концу 8 в. Составляло 6 млн. человек. Поселения, основанные пришельцами, были больше, чем поселения периода Дзёмон, в среднем вдвое, до 50 человек. Но существовали и супер-поселения, такие как Карако в 1500 человек, или Икэгами в 700 человек.

При этом изначально конфликтов не возникало, поскольку переселенцы старались селиться на малозаселенных землях, но по мере роста населения возникли и территориальные конфликты. Во второй половине периода Яёй количество насильственных смертей нарастало.

Изменяются и религиозные обряды. Единства по-прежнему нет, но местами начинают появляться прототипы курганов, которые будут распространены в период Кофун. В качестве ритуальных предметов использовались бронзовые мечи, зеркала, колокола.

В целом именно в этот период формируется хозяйственный комплекс, центры культуры, некоторые общие религиозные практики, а также культурное донорство Китая и Кореи.

;