История Японии: Сёгунат Токугава - Политико-Административная система

В древности сёгунами называли полководцев, воевавших с племенами коренных жителей Японских островов, которых Японцы постепенно оттеснили на север. Первое упоминание этого звания связывают с Саканоуэ-но Тамурамаро, а полностью оно звучало как Сэйи Тайсёгун – великий полководец, покоривший варваров. Со временем значение термина Сёгун менялось, пока в конце 12 века он не стал означать верховного военного правителя страны, в роли которого выступал глава наиболее могущественного феодального дома. С этого времени сложилось военное правление – сёгунат, установление которого связано с именем Минамото Ёритомо. Сегунат Токугава был третьим, но сегуны из этого дома правили почти 3 столетия. Связан такой долгий срок существования сёгуната с тем, как организовал эту систему Токугава Иэясу, как и с тем, что при сегунах из домов Минамото и Асикага военное сословие обладало большими правами, чем при Токугава, и эти права все сильнее расширялись, В то время как при Токугава наоборот их права ужали.

В 1605 году Токугава Иэясу передал титул Сёгун своему сыну, Хидэтада, чем продемонстрировал, что теперь эта должность будет наследственной. При этом приходилось решать проблемы выбора наследника из нескольких сыновей. У самого Иэясу было много сыновей, старший сын был женат на дочери Ода Нобунаги, и в 1579 году Нобунага заподозрил его в связях с врагами и принудил к самоубийству. Второй сын был усыновлен Тоётоми Хидэёси, и, хотя в 1600 году, уже после смерти Хидэёси, он вернул себе прежнюю фамилию, наследником Иэясу стал третий сын – Хидэтада. Такой выбор был обусловлен еще и тем, что это был один из самых понятливых и покорных сыновей, и Иэясу удалился с поста только формально, реально же продолжая контролировать положение дел в стране. Но эту практику нельзя было оставлять на постоянной основе, поскольку она бы неизбежно вела бы к борьбе за власть уже в самом доме Токугава, поэтому, когда речь зашла о выборе наследника среди сыновей Хидэтада, он отклонил кандидатуру более развитого физически и умственно среднего сына (внука), а выбрал вместо него старшего, который хоть и рос слабым и апатичным, но он был старшим. Старший брат должен был обладать властью над младшими. И эту практику применяли к младшим сыновьям или братьям, а непокорных, или тех, кого сегун счел просто опасным могли сослать или принудить к самоубийству. Предполагалось, что в случае, если у сегуна не будет прямых наследников, то власть может перейти к одной из боковых ветвей дома Токугава, но только в том случае, если основная линия прервется. Жесткие правила наследования были важным моментом, поскольку именно вокруг наследования власти разгорались самые сильные конфликты, приведшие к неприятным последствиям, как это было при создании первого сегуната или при переходе второго сегуната к периоду сэнгоку.

Японию периода Токугава называют обществом системы бакухан – бакуфу + хан. Эта система отражала подчиненное положение княжеств по отношению к центральному правительству и была механизмом господства бакуфу в масштабах страны. Всего в Японии насчитывалось около 270 княжеств, среди которых были как большие, с доходом более 1 млн коку риса в год, так и маленькие, с доходом всего 10 тыс. коку риса в год. Владения Токугава давали до 4 млн коку дохода.

Для всех проживающих на территории княжеств людей – крестьян, ремесленников, торговцев, рыбаков – Император и Сегун были чем-то далеким и непонятным, реальной властью в княжестве обладала местная администрация. Именно власти княжества занимались постройкой дорог и мостов, укреплением берегов рек и оказанием продовольственной помощи в случае неурожаев. Они решали конфликты по поводу воды для полива или использования общинных земель. В начале 17 века различия между административными системами княжеств и бакуфу, и даже княжеств между собой были значительными, поскольку даймэ в этом плане старались придерживаться своих семейных традиций. Однако по мере того, как центральная власть ограничивала власть даймэ и унифицировала налоговую систему и административные функции это все приводилось к общему виду, и в середине 17 века административная система княжеств в миниатюре повторяла административную систему бакуфу. В каждом княжестве имелось административное управление, которое посменно возглавляли даймэ, при этом у этого даймэ было 2 заместителя – первый заменял его в княжестве, когда тот был в Эдо, а второй заменял его в Эдо, когда тот был в княжестве.

В начале периода Токугава были установлены строгие социальные различия, все население страны было поделено на 4 сословия – си – самураи, но – крестьяне, ко – ремесленники, се – торговцы. Сословие самураев также делилось на несколько категорий, разделялись даймэ и собственно самураи, служившие им. Высший слой при этом составляла Киотская придворная аристократия, но она была очень бедной. Крестьяне занимали вторую ступень, тем подчеркивалась важность их, поскольку именно их труд содержал все это общество. Само крестьянство было бесправным, но у них были крестьянские восстания в качестве формы протеста. Торговцы оказались внизу социальной лестницы, так как они, согласно конфуцианским представлениям, ничего не производили, а соответственно если земледелие нужно было поощрять, то торговлю нужно было подавлять. Место духовенства в этой системе не было определено, но условно их можно отнести скорее к первому сословию. Также вне этой сословной системы оказались значительные социальные группы – артисты, музыканты, фокусники, танцовщицы, а также нищие, бродяги и бывшие преступники. Отдельно стояла и каста «Эта», люди, занимавшиеся убоем скота, выделкой кож, крашением, уборкой мусора – всеми профессиями, которые, согласно буддийским представлениям, оскверняли человека грязью смерти и крови. Каста «Эта», как и бывшие преступники, нищие и бродяги, жили отдельно от общества, в отдельных поселениях, реже в городах.

Самураи из тех, которые были вассалами даймэ, в зависимости от близости к своему сюзерену и знатности своей были заняты на различных административных должностях и в войсках княжества. Большая часть из них получала жалование в натуральном виде – рисовый паек, который являлся вознаграждением за службу в княжестве. Меньшая их часть сама имела земельные владения.

Для князей же в 1615 году был принят кодекс – «Букэ сёхатто», по которому им предписывалось докладывать властям даже о ремонте замка, тем более об усилении его, укреплении стен или углублении рвов, вести себя скромно и жить экономно – расточительство порицалось, в первую очередь для того, чтобы бедные не стыдились своего неравенства. На руководящие должности в княжествах предписывалось назначать достойных способных людей, искусство управления и заключалось в умении подбирать подходящих людей. Но главное – это то, что семьи всех даймэ должны были жить в Эдо. При этом сам даймэ мог выезжать в свою провинцию, но он все равно должен был жить в Эдо. Это была система заложничества, которая должна была уберечь даймэ от необдуманных поступков.

Практика оставления заложников практиковалась давно, сам Иэясу в детстве был заложником у сюзерена своего отца. Просто теперь это формализовали и вывели на государственный уровень, и здесь уже сами даймэ должны были содержать себя в Эдо, оплачивать регулярный проезд до своих земель и обратно. Это все ослабляло княжества, и не оставляло им лишних доходов, чтобы те могли на эти средства содержать большую армию. А правительство и специальные чиновники строго следили, чтобы даймэ соблюдали все правила, а заложники не бежали из Эдо.

В правительственном аппарате, созданном при сегуне государственные дела вели высшие сановники – регент, старший и младшие государственные советники, руководители ведомств. Большое влияние оказывал и личный секретарь сегуна, через которого сановники и передавали свои доклады сегуну. Высшая государственная должность – высший советник – тайро – не была постоянной, и вводилась только или при молодом сегуне, или в чрезвычайной ситуации, и занимали этот пост особо доверенные лица. Старшие государственные советники – родзю - которых было 5 или 6 ведали делами управления страной и сегунскими территориями, надзором за даймэ. Они назначались из числа даймэ, с доходом не меньше 25 тыс. коку риса в год, если на эту должность назначался кто-то, у кого доход был меньше – ему додавали земли до нужного уровня дохода. Родзю исполняли свои обязанности посменно, по месяцу каждый, в определенные дни они принимали просителей. У родзю были помощники – младшие государственные советники –вакадосиёри– которые ведали охраной сегуна и его дворца, полицейским аппаратом и всеми другими военными отрядами. Родзю и вакадосиёри переодически собирались вместе для обсуждения государственных дел в одном из залов сегунского дворца – Гоёбэя. Это был высший административный орган – государственный совет, который по месту проведения иногда называли Гоёбэя. Под началом родзю находились также 4 ведомства, которые ведали административными, финансово-экономическими и хозяйственными делами.

Со временем обязанности немного перераспределились, и вакадосиёри, кроме прежних обязанностей, стали ведать даймэ, чьи доходы были меньше 10 тыс. коку риса в год, а Родзю соответственно остались те, у кого было больше 10 тыс. коку риса дохода в год. Финансовое ведомство – кандзё бугё – управляло всеми финансами бакуфу, ведало вопросами, связанными с налогами и повинностями, наблюдало за деятельностью правительственных наместников. Ему были подчинены монетные дворы, управление лесами и рисовыми складами. Это ведомство играло большую роль в жизни крестьян, поскольку все налоговые книги, списки и документы, касавшиеся налогового обложения, представлялись именно сюда. Жалобы крестьян также направлялись сюда на предварительное рассмотрение.

Ведомство по делам религии – дзися бугё – ведало делами буддийских и синтоистских храмов. Были еще ведомство по делам города Эдо и ведомство по делам других больших городов, существовал большой аппарат полицейских инспекторов. Представители из ведомств также входили в совещательный орган при сегунате – хёдзесе, там рассматривались текущие дела, также этот орган представлял из себя своего рода верховный суд, где рассматривались конфликты между ведомствами, петиции от даймэ, княжеские споры о наследстве, прошения крестьян, и другие важные дела. Никакого свода законов тогда не существовало, при принятии решений руководствовались отдельными правительственными указами и судебной практикой. Только в начале 18 века был издан первый судебник, а в 1742 году – кодекс законов, но предназначались они лишь для чиновников. На местах во владениях бакуфу правили гундай – территориями с доходом более 100 тыс. коку риса, и дайкан – территориями с доходом менее 100 тыс. коку. Эти чиновники занимались административными делами – управляли подведомственной территорией, судебными – разбирали жалобы от населения, финансовыми – взимали налоги, хозяйственными – ремонтом дорог, плотин, мостов. В городах, портах и рудниках, принадлежавших правительству, находились полномочные сёгунские чиновники – буге, а в киото был сесидай – наместник, следивший за императорским двором.

Что же в это время было с императором? Императоры, правившие страной с 3-4 века – когда и образовалось это государство, в котором власть вождей постепенно приобрела характер царской и сочетала в себе религиозную и политическую власть, эти императоры фактически были отстранены… ну или точнее императоры и их двор начали отстраняться от власти с конца 12 века, когда власть начала перетекать в руки сегуна. Делалось это, конечно же, чтобы не осквернять императора заботами о государственных делах. Но падение политического значение сопровождалось и ухудшением материального положения, когда денег не хватало даже на проведение церемоний государственного масштаба.

Это приводило к ухудшению уже репутации двора, в период распада перестала собираться и специальная подать, на которую этот двор должен был содержаться, дошло до того, что двору не хватало еды и одежды. Но император был одним из немногих, что скрепляло эту страну воедино, и объединители Японии приложили все усилия чтобы восстановить престиж императорской власти. Придворной аристократии были возвращены земли, а император вновь начал проводить ритуалы, заняв своё место в жизни страны. Однако, двор находился в экономической зависимости от возрожденного Иэясу бакуфу, и сегун с политической стороны вопроса не считался со двором никак, наоборот оказывая давления на двор в вопросах отречения и престолонаследия, несмотря на то что сам сегун получал свой титул от императора. Собственно, после того как власть сегуна утвердилась и окрепла, и в такой сильной нужде в императоре сегуны уже не находились, материальное положение двора снова стало ухудшаться, их земли были малы, как и содержание двора, выделяемое сегуном. При этом сами сегуны очень редко приезжали в Киото, и всячески оберегали двор от любого взаимодействия с бакуфу, запретив последним посещать Киото. При этом одновременно велся процесс обожествления Токугава Иэясу. Такой, в общих чертах, была политико-административная система Сёгуната Токугава.

;