История Японии:Период Асука

Асука – период в Японской истории,

названный в честь места расположения императорского дворца, который переехал после воцарения императрицы Суйко в 592 году и стал располагаться где-то в бассейне реки Асука, и длился этот период в плоть до переезда в столицу Нара в 710 году. Стоит отметить, что и Асука, и Нара, и более поздняя столица Хэйан находятся на одной равнине, и по меркам нынешней Японии они очень близко, но тогда страна только формировалась, и эта равнина для горной Японии была центром образования государственности, так как это самая большая и удобная для ведения сельского хозяйства равнина.

В это время очень сильно начинает сказываться на государство влияние стран с материка – Кореи и Китая. Предки Японцев прибыли на территорию будущей Японии где-то за 7-10 веков до описываемых событий, из территории Китая и Кореи, но, по всей видимости, это не были ни Китайцы ни Корейцы, а иной народ, просто прошедший мимо. Сейчас же миграция населения с материка на острова продолжалась, хоть и была значительно меньше, и были среди приезжих и Китайцы, и Корейцы. И были они носителями Китайской письменности, Буддизма, многих знаний, в том числе и о государственности. Все-таки, даже по достоверно подтвержденным данным, история государственности Китая к тому моменту уже насчитывала 1.5 тысячи лет.

Япония же в это время была еще родоплеменным государством,

а в качестве религии был распространен Синтоизм, во главу угла ставивший древность рода и его божественность, что не нравилась молодым родам, которые не имели перспектив при такой системе, в особенности тем, что прибыли из Китая, и не были Синтоистами. Был у синтоизма и другой недостаток – он не был унифицирован, и в разных родах культы отличались друг от друга. Для склеивания государства большим потенциалом обладал Буддизм, перенятый с материка. К тому же он шел в довесок с письменностью, и другими Китайскими знаниями, о государстве и императоре, и как это все должно быть устроенно, поэтому молодые китайские рода были нужны правителю Японии. Но древние рода были против, так как они много теряли в этом случае, что привело к войне между родами за власть.

И хотя в войне кланов победил род Сога, почитавший Будду, полного огосударствления Буддизма не произошло, но он начал сочетаться с местными традициями. Тут нужно понимать, что приезжие хотя и были ценными союзниками для объединения страны императором под своей властью, но сам правитель и его род не были для них авторитетом. В Китае в это время вполне существовала практика смены династий правителей на троне. И собственно императором и потомком богини император мог быть только в рамках Синтоизма. Поэтому, он и поженил эти две религии, взяв самое лучшее для себя он них.

При этом общения с внешним миром не в коем случае не ограничивались приезжими мигрантами. У Японии была активная внешняя политика, так посольства в Китай отправлялись регулярно, и их миссиями было в том числе и узнать больше про Китай и Китайское государство – собственно то, что нужно было знать Японским правителям для реформ в своей стране. Были взаимодействия и с Корейскими государствами, которые то платили дань Японцам, то воевали с Японией. Естественно, воевали Корейские государства и между собой, и в период Асука Японцы, поддерживавшие одно Корейское государство, сражались с Китаем, который поддерживал другое Корейское государство. Нет, это не была Японо-Китайская война, это было что-то типа войны в Корее, которая развернулась там 13 веков спустя, только вместо Японии были США.

Естественно, более сильный и развитый к тому моменту Китай выбил Японцев в конце концов с полуострова, и поддерживаемое Китам государство объединило все вокруг себя к 668 году, но после этого оно поссорилось и с уже не нужным ему Китаем, заняв нейтральную позицию между Китаем и Японией. Для этого оно поддерживало тесные отношения с обеими странами, и между новым Корейским государством и Японией были регулярные обмены посольствами.

Род Сога

с конца 6 до середины 7 века контролировал государев род – именно они поставляли жен для государя, главной функцией которого было справление ритуалов и продолжение рода. Сам же государь отдален от дел управления страной, реально управляет ей род, поставляющий невест. Наверное, это и было залогом того, что такой строй в Японии сохраняется очень долго. Нет смысла свергать того, кто и так ничего не решает. А вот друг с другом рода вполне могут воевать за трон. Хотя это некоторое упрощение. И в период Асука борьба за трон между принцами и борьба кланов за влияние бала очень кровавой, а правители умирали не всегда своей смертью.

Так, ставленницей рода Сога была императрица Суйко, взошедшая на престол в 592 году. Здесь нужно заметить, что до нее несколькими императорами были ее братья, а до этого – отец, при этом она уже была женой императора, когда на ней женился ее брат, уже будучи императором. И она даже нарожала ему детей. И да, брат Суйко, бывший императором прямо перед ней, умер не своей смертью.

И да, само слово император, ну или то, что на русский язык понимается как император, появилось несколько позже, тем не менее, так как Японцы очень гордятся своими императорами, они и правителей древней Японии называют так, хотя братья Суйко точно были просто монархами, или верховными правителями – короче обычными правиелями обычного рода-племенного государства. А вот Суйко пусть сама себя императрицей и не называла, но в официальной переписке с Китаем сохранилось упоминание ее как императрицы. Это была попытка уравнять статус императора Китая и правителя Японии как императоров Запада и Востока. Да, Китай для Японии - запад.

В этот период начинают осуществляться и реформы, преобразующие государство по Китайской модели. Так, например, вводились ранги конкретного чиновника, а не рода в целом, но и титулы знатности рода не были упразднены. Поддерживало государство и буддийские монастыри, которые тогда являлись носителями формировавшегося Японского письма.

Помимо религии, унифицируются меры и веса, а также вводится единая система землепользования, сглаживающая различия разных районов. Разрабатывается единая система налогов и повинностей. А во второй половине 7 века началось движение и к созданию единого, центрального, аппарата управления государством.

К концу 7 века вводится и воинская повинность, под которую попадал каждый четвертый мужчина в семье. В коне концов эти реформы потребовали строительства столицы – места, где были бы сконцентрированы властные структуры и аристократия государства, где принимались бы все важные решения и контролировалось исполнение их.

;