Симабарское Восстание - Сегун против Христиан

Говоря о Симабарском восстании, нужно начать разговор чуть раньше. Пытаясь сохранить порядок в стране, которая только недавно, силами Токугава Иэясу, деда действующего сегуна Токугава Иэмицу, была объединена и выведена из пучины хаоса междоусобиц, сегун продолжил зарегулировывать действия даймэ и самураев.

Теперь служба даймэ в столице из эпизодической превращалась в регулярную, и начинаться она должна была всегда в Апреле, был введен запрет на самовольные политические браки, корабелам запретили строить суда, грузоподъемностью выше 500 коку риса, а даймэ запретили вывозить товары на продажу за пределы своих владений.

Теперь барьеры между провинциями становились существенными, и все взаимодействие происходило все больше через бакуфу. Это сыграет по ходу восстания. В 1637 году, собственно, оно и разгорелось. Симабарское восстание.

Нужно заметить, что оно не было первым сигналом к закрытию страны, бакуфу долго и с переменным успехом боролось с нелегальной торговлей на западе страны, именно очередной громкий скандал с очередным провинившимся чиновником привел к изданию указа, запрещавшего принимать суда без торговых лицензий, заключать сделки с лицами, не уполномоченными на это, а также в очередной раз запрещавший португальских миссионеров.

Это привело к снижению торговли, в легальном виде она переставала быть выгодна европейцам. Вскоре подоспел и запрет вывозить оружие из Японии, совмещенный с очередным запретом миссионеров. Столь частые запреты миссионеров наводят на мысль, что или у Японцев тех времен была на редкость плохая память, или, миссионеры, зная о участи, что их там ждет, все равно тайно проникали в страну.

В этом контексте уже не кажется странным борьба с христианством, которая развернулась в стране в это время, причем уже не только с европейскими проповедниками, но и с местными, Японцами. Последним звеном в этом было восстание в уезде Симабара.

Начиналось все как обычно. Стихийные бедствия, неурожаи, мобилизация рабочих с рисовых полей на постройку замка. Это не было чем-то необычным, главной причиной восстания стала реакция местных властей, решивших в этот момент закрутить гайки, изымавших последнее и бравших в заложники жен сельских старост и убивавших их за недоимки.

Одна из таких расправ над беременной женой одного из сельских старост и стала последней каплей, взорвавшей всю округу, западную часть острова Кюсю и соседние острова. Запрещенные на территории Японии христианские миссионеры морально поддержали восставших, придав мятежу религиозную окраску, и тем самым окончательно похоронив христианство в Японии.

Ситуация усугублялась тем, что все даймэ были связаны по рукам и ногам недавними законами, и не могли ничего сделать за пределами своих провинций, ошибкой было и назначение командующим операцией по подавлению восстания молодого и малоавторитетного даймэ, которому также никто не подчинялся.

Впрочем, сражаясь только силами своего владения, он не мог решить проблему, и погиб при тщетной попытке очередного штурма укреплений восставших, которые те соорудили наспех, будучи не в силах взять что-то более укрепленное. Теперь подавление восстания возглавлял влиятельный и авторитетный советник бакуфу, который немедленно провел мобилизацию среди местных даймэ и обратился за помощью к голландцам, которые по его просьбе обстреливали укрепления из корабельных орудий.

Власти жестоко расправились со всеми, кто имел отношение к мятежу, казнив более 37 тысяч человек. Как и следовало ожидать, зачинщиками и главной движущей силой восстания были признаны христиане. Но это не снимало ответственности и с местной власти, даймэ, в чьих владениях происходили главные события, были лишены всех своих земель и отправлены в ссылку.

Одного из виновных даймэ в ссылке казнили за убийство простого крестьянина. Это уникальный случай, поскольку ситуаций, когда удельному князю, хоть и лишенному всех его владений, отрубают голову как обычному преступнику, было за весь период Токугава не более 2-3.

Кстати, эта ситуация отразилась на воинском уставе, бакуфу учло ошибки, и теперь соседним даймэ разрешили действовать совместно для подавления мятежей и беспорядков. Ужесточили еще раз контроль за европейцами, португальцев, как чрезмерно религиозных, из страны изгнали сосем, а их место заняли более умеренные в этом плане Голландцы.

Впрочем, так называемая изоляция страны была лишь попыткой ограничить вмешательство европейцев во внутренние дела Японии. Япония сохранила отношения и торговлю со всеми окружающими государствами, хотя и усилила контроль за выезжающими даже туда японцами или въезжающими оттуда иностранными гражданами. О полной изоляции страны от внешнего мира речи не шло.

Но после подавления восстания несчастья никуда не делись, и уже в 1638 году на том же острове Кюсю вспыхнула эпидемия чумы крупного рогатого скота, сильно сократившая поголовье, перекинулась она и на Хонсю. А в 1640 году произошло мощное извержение вулкана Комагатакэ на Хоккайдо, катастрофически сказавшееся на климате в регионе, сначала засуха и потом наводнения. Однако, это опять другая история.

;