История Японии: Сегунат Камакура, Часть 2: Вассалы Сегуна

Еще в период Хэйан слуг аристократических и военных домов называли кэнин – что буквально означает «человек дома», иногда добавляя к этому частицу «го» - гокэнин. В новую эпоху так начали называть воинов, прямых вассалов Сегуна. Отношения сегуна и гокэнин были основаны на принципах взаимности: в обмен на верную службу вассала, его сюзерен одаривал покровительством, милостями, и благодеяниями.

Гокэнин составляли основу военной и экономической мощи сегуната. Они получали от Сегуна посты, Сегун утверждал их право на родовые владения и жаловал им новые земли, а также рекомендовал императорскому двору для присвоения нового ранга или должности. Однако со временем сегуны утратили реальную власть, и их отношения с вассалами становились все более формальными, а реальными распорядителями наград и благодеяний стал глава дома Ходзе.

Дом Ходзе – именно тот дом, который господствовал в ставке сегуна в период Камакура большую часть времени. Наивысшей властью при этом обладал глава дома Ходзе, который занимал должность держателя власти, сегуны при этом были лишь номинальными правителями.

Среди главных принципов поведения воина были преданность господину и доблесть на поле боя. При этом преданность доходила вплоть до готовности совершить самоубийство, вслед за своим господином. Одной из важнейших ценностей была честь рода, чтобы смыть позор с нее, самурай мог совершить ритуальное самоубийство, например, перед лицом неминуемого поражения.

Особо ценилось военное мастерство, обучение которому начиналось в раннем возрасте, и учили владению разными видами оружия. Главной целью для воина было обеспечение процветания своего клана. Однако требовалась от самурая не только владение воинским искусством, но и образованность.

Вассалы должны были во время войны нести военную повинность, участвовали они и в подавлении мятежей. Гокэнин были главами провинциальных военных домов, и обладали некоторой самостоятельностью. Вообще, во внутренние дела вассальных кланов сегунат по своей инициативе почти не вмешивался. Такие кланы состояли из слуг и зависимых людей, служивших бакуфу.

Вассалы сегуна обязаны были нести Киото Обаньяку – охранную службу у ворот императорского дворца, резиденции отрекшегося государя, и сопровождение императора во время выездов. Эта повинность налагалась на отдельные провинции с интервалом 10-20 лет. Еще одна служба – Камакура Обаньяку – заключалась в охране усадьбы сегуна и его ставки.

В 1271-1333 годах вассалы несли икоку кэйго баньяку – сторожевую службу в провинциях, стратегически важных для обороны от Монгольских нашествий. В первую очередь ее исполняли вассалы Сегуна, владевшие землей на Кюсю. Одним из элементов этой повинности было сооружение каменных и земляных укреплений вдоль побережья.

Регулярных налогов и податей в масштабах всей страны Камакурский Сегунат не вводил, однако были у вассалов сегуна нерегулярные невоенные, хозяйственные повинности, в число которых входили и расходы на содержание усадьбы сегуна, строительство и ремонт императорского дворца, и иные.

Однако втягивание гокэнин в товарно-денежные отношения привели к росту неравенства среди них, одни богатели, другие беднели и вынуждены были закладывать и продавать земли. Неоднократно принимались меры, ограничивающие право вассалов распоряжаться землей, или возвращавшие вассалам проданные ранее земли, особенно если покупатель был простолюдином или воином не вассалом сегуна, однако в долгосрочной перспективе это не дало ожидаемых результатом, вассалы сегуна продолжали обезземеливаться.

;