История Японии: период Нара - Политическая история Эпохи

После смерти императора Момму в 707 году, на Японский престол взошла его мать Гэммэй. В Японии отсутствовал внятный принцип или закон о престолонаследии, а полигамия и большое количество детей были. Особенно пикантной стала ситуация, когда от власти был отодвинут род Сога в периоде Асука – больше не было его монополии на поставку невест императорам, а значит было много жен и детей из разных родов. И все дети императора – а соответственно и братья и сестры, дяди и тети – все, кто произошел от императора, вернее кто имел в предках императора, а их могло быть одновременно до нескольких десятков человек, формально имели равные права на престол. Исключение составляли те, кого выделяли в отдельный род, они больше не имели права на трон.

А так как монополии рода Сога больше нет, а монополия рода Фудзивара еще не сформировалась, борьба шла особо остро внутри императорского дома. Императорский род был совсем не монолитен, а учитывая равные в принципе возможности дочерей и сыновей императора, спокойное отношение к близко родственным связям, и желание усилить свои позиции браком с представителем императорского рода – твоего же рода – это все делает обстановку на границе периодов Асука и Нара весьма своеобразной.

Так 43 императрица Гэммэй была дочерью 38 императора Тэндзи и женщины из рода Сога, а муж Гэммэй, принц Кусакабе, был внуком Тэндзи от другой женщины рода Сога. Но отец принца Кусакабе, 40 император Темму, был братом отца своей жены, 41 императрицы Дзито, то есть братом 38 императора Тэндзи, и оба они были детьми 34 императора Джомея и 35 и 37 императрицы и именами Когёку и Саймэй – 2 имени для 2 правлений. Позже, род Фудзивара несколько разрядит обстановку, и в период Нара такой вакханалии на престоле уже не будет, по крайней мере не в таком количестве, уже сын Гэммей, 42 император Момму, женится на дочери рода Фудзивара, и их сын 45 император Сёму, сядет на трон – род Фудзивара поспособствует этому. Правда, он таки возьмет в жены свою тетю, сестру своей матери. Но я несколько забегаю вперед.

Как же устанавливался наследник сейчас, пока у власти не было сильного рода? Иногда, при оправдании назначения императором кого-то, апеллируют к воле императора Тэндзи, которая до нас не дошла, и ее подлинность сомнительна, но по которой сам император выбирает наследника, или императорский дом в целом, если воля императора об этом отсутствует. Первой это упомянула как раз Гэммэй, при своем назначении – она была не жена императора из стороннего рода, как я уже упомянал, а она была как раз дочерью Тэндзи, и вполне имела права на престол.

Одновременно активно применялся механизм отречения, в пользу заранее определенного приемника. Это было очень нередким явлением, вообще императоры не часто цеплялись за трон до гробовой доски. Впрочем, большого смысла это и не имело, зачастую покинув должность императора бывший уже правитель получал больше возможностей, чем пока он был на троне. Так Дзито отреклась в пользу Момму, внука её мужа Тэмму, Гэммэй - в пользу своей незамужней дочери Гэнсё, а Гэнсё – в пользу Сёму – сына Момму, Сёму – в пользу своей дочери Кокэн, а Кокэн – в пользу Дзюннин. Если к этой минутке безумия добавить Сётоку – второе правление Кокэн, Конин и Камму – мы получим всех императоров Нара, от Гэммэй до Камму.

Но вернемся к борьбе за власть и родам, участвовавшим в ней. Есть в этой истории еще кое-что забавное. В перевороте, устранявшем род Сога от власти, принцу на тот момент - Нака-но Оз – будущему императору Тэндзи, помогал некий Накатоми-но Каматари, было это еще в середине периода Асука. За помощь, севший на престол император пожаловал ему фамилию Фудзивара в 669 году. Сын Каматари – Фухито – всего лишь участвовал в составлении кодексов законов, был министром и выдал замуж за императоров Момму и Сему двух своих дочерей.

Императрица Гэммэй, взошедшая на престол в 707 году, и перенесла столицу в город Нара, построенный для этого специально. И как раз в связи с переносом столицы, один из самых влиятельных чиновников, Исоноками-но Маро, остался в старой столице, городе Фудзивара, в качестве администратора. И фактически Фудзивара-но Фухито получил всю власть в свои руки, управляя государством от имени императрицы Гэммэй. При этой правительнице в 712 году была создана официальная императорская хроника Кодзики, содержащая как описание событий прошлого, так и мифы и легенды о древней к тому времени Японии и о роде императоров.

В 715 году Гэммэй отреклась от престола в пользу своей незамужней дочери Гэнсё, а Гэнсё в 724 году в пользу Сёму – сына Момму. Сёму был еще слишком юн, когда его отец умер, поэтому не мог наследовать. Да, позднее, когда у власти окончательно закрепится род Фудзивара, они в полный рост будут использовать детей-императоров, чтобы править от их имени как регенты, но сейчас конкуренция за престол была неслабой, и вместо юного Сёму престол заняла мать Момму - Гэммэй.

Однако, Гэнсё, видимо, хоть и отреклась от престола, далеко от него не ушла, и помогала Сёму править, тем более что Фудзивара Фухито к этому моменту уже умер. Четверо сыновей Фухито также оказались в высшем эшелоне власти и образовали 4 ветви рода Фудзивара – северную, южную, церемониальную и столичную.

Это, как вы уже могли догадаться, процесс возвышение рода Фудзивара, который происходил в начале 8 века. Фудзивары управляли так-же, как и род Сога – поставляя невест императорам и оказывая влияние на императора – внука главы рода, ну или просто близкого родственника. Сыновья Фухито действовали слаженно, они избавились от ненужных наследников вынудив принца Нагая – сына Момму, и всю его семью совершить самоубийство, обвинив в подготовке заговора – в 729 году.

Впрочем, Нагая был не просто лишним кандидатом, после смерти Фухито он возвысился, став фактически первым чиновником в государстве. Ну, в смысле самым главным после императора. И хотя он и был вторым человеком в стране, после императора, и сам был из императорской семьи, на престоле, напомню, сидел Сёму, мать и жена которого были из дочерями Фухито. Короче, без шансов. После его смерти, ничто не мешало уже господству Фудзивара.

Все 4 братьев были членами высшего государственного совета – дадзёкан. Однако уже в 737 году они все 4 внезапно умерли от оспы во время эпидемии, и ведущее положение при дворе занял Татибана-но Мороэ, а членом дадзекан остался только один человек от всего клана Фудзивара. В этот момент все вспомнили, что в стране кроме императорского рода и Фудзивара есть еще и другие, древние рода, выходцы из которых выдвигались на первый план.

Татибана-но Мороэ, добравшись до власти, практически тут-же, в 738 году, отправил внука Фухито – Хироцугу – служить на Кюсю, где тот поднял мятеж в 740 году. Другие ветви дома Фудзивара не поддержали данный мятеж, а император временно переехал ближе к усадьбе Татибана-но Мороэ. И уже через пару месяцев мятеж Хироцугу был разбит, а сам он пленен и казнен. Это сильно ослабило позиции дома Фудзивара при дворе, так как внуки Фухито имели еще низкий ранг, и не могли занимать высоких позиций при дворе.

Однако в 749 году на престол вместо отрекшегося Сёму взошла императрица Кокэн, которую фактически контролировала ее мать – Комё. Комё была супругой предыдущего императора, Сёму, а по совместительству дочкой Фухито, и, что естественно, при императрице Кокэн начал возвышаться представитель южной ветви дома Фудзивара, Фудзивара-но Накамаро, внук Фухито. При этом в целом дом Фудзивара занимал еще достаточно скромные позиции и довольно мало своих представителей имел в высших кругах власти. Однако за счет влияния на императрицу и мать её, был создан условный не формальный орган власти, параллельный официальным, через который Фудзивара-но Накамаро и управлял ситуацией.

В 755 году Татибана-но Мороэ попал в нехорошее, когда его приближенные донесли на него, мол он поносил императрицу. Хода делу не дали, но уйти в отставку он вынужден был, что ослабило официальные органы власти против параллельных неофициальных. Вскоре Мороэ умер, и уже в 757 году Татибана-но Нарамаро – сын Татибана-но Мороэ, вместе с близким ему принцем, устроил заговор против набиравшего силу Фудзивара-но Накамаро, но заговор раскрылся, что еще сильнее укрепило Накамаро лично и дом Фудзивара в целом. Фудзивара-но Накамаро практически получил привилегии монарха и абсолютную власть в стране, но столкнулся интересами с монахом Докё.

Кто такой монах Докё? Выходец из простого провинциального рода Югэ, в 50-х годах 8 века ставший придворным монахом – при императоре Дзюннин, ставленнике Накамаро. Монахи в то время параллельно своей прямой деятельности, могли обучать китайской грамоте или врачевать, и за Докё закрепилась слава умелого целителя. В качестве умелого целителя его и направили в 761 году к приболевшей экс-на тот момент-императрице Кокэн. И да, Кокэн отреклась в пользу Дзюннина в 758 году, как раз в связи со своей болезнью.

И прямой ставленник Накамаро на троне – это натурально вершина его власти. На которой он, к слову, разворачивает активную деятельность по реформированию государственного аппарата, чиновничества, и даже монашества. Предыдущие пару императоров в этом смысле не отметились бурными реформами. Изменения, которые он воплощал в жизнь, должны были сделать систему более эффективной, но через это он затронул интересы и буддийской церкви, на самостоятельность которой, и на самое святое – земли церкви – он покусился. Он хотел, чтобы государственные буддийские церемонии оплачивались за счет самой церкви, за счет доходов с ее земель – и вот покушение на деньги терпеть было нельзя.

Толи исцеление так повлияло на нее, то ли, как гласят буддийские легенды, монах Докё делил с экс-на тот момент-императрицей Кокэн одну подушку, но она вступила в конфликт с императором Дзюннин и его сторонником Фудзивара-но Накамаро. К этому моменту она уже стала монахиней, и сформировала свой, небольшой, центр власти в монастыре. Да, уйти из монастыря обратно в мирскую жизнь не было проблемой, в Японии движение в монастырь и обратно было в принципе нормой.

Политическая борьба закончилась военным сражением, Накамаро был убит а Дзюннин сослан и очень вскоре скончался, после чего экс-на тот момент-императрица Кокэн повторно взошла на трон под именем Сетоку – в 764 году. А монах Докё занял при ней специально придуманную для него должность Дайдзё-дайдзин-дзэндзи - великий министр монах. Что касается остальных представителей дома Фудзивара, то они не поддержали Накамаро, но проявили лояльность к императрице, за что получили ранги и должности, это очень благоприятно сказалось на положении дома в целом, хотя и прямо сейчас они и близко не могли противодействовать Доке. Кстати, о нем. Он не мог быстро подняться по официальной иерархии, это было невозможно, поэтому для него и пришлось придумывать альтернативные должности.

Сётоку пожаловала ему даже титул «Императора Закона Будды», но ему и этого казалось мало, он хотел стать настоящим императором. Для этого, в 769 году по столице Нара прошелся слух, что синтоистский бог Хатиман из храма Уса на Кюсю пожелал, чтобы Докё стал императором. Но это, видимо, показалось уже слишком для Сётоку, и она послала одного человека на Кюсю узнать истинную волю бога, а тот вернулся с ответом, что подданный не должен становиться государем, а трон должен наследоваться императорским домом. За это человека, принесшего ответ Докё сослал, но претензии на престол уже не выдвигал. Впрочем, и позиции свои при императрице он сохранил.

Но не на долго, уже в 770 году императрица умерла, а новый император – Конин – возмущенный его выходкой с претензией на трон, изгнал Докё из столицы в монастырь. Вообще при дворе были настолько возмущены действиями Докё, что гонения начались и на всех его сторонников, усилились анти-буддийские настроения, прекратилась государственная помощь буддийским храмам, а контроль над монахами усилился. И с уходом от двора буддистов, вновь начали усиливаться позиции Фудзивара, тем более что в официальных структурах власти они уже занимали прочные позиции.

Именно представители рода Фудзивара после смерти императрицы собрались, и совместно решили, кого же она выбрала своим наследником. Конин был внуком Тэндзи, и к моменту своего воцарения он был уже ооочень не молодым. Тут, видимо, нужно было сместить власть на другую линию. Формально, если смотреть по отцу, то Момму, Гэнсё, Сёму, Кокэн-она-же Сетоку, и даже Дзюннин были наследниками по линии Тенму, брата Тэндзи, а Конин был наследником по линии Тэндзи – если смотреть по мужской линии, хотя и те же Момму, Гэнсё, Сёму и Кокэн-она-же Сетоку были наследниками Тэндзи по линии его дочери Гэммэй, жены принца Кусакабэ, сына Темму. И даже Дзюннин был наследником Тэндзи по линии его дочери Ниитабэ жены его брата Темму.

При императоре Конин произошло не только ограничение возможностей роста по государственным рангам для монахов – теперь самый старший из них по рангу был ниже ранга министра, что ставило буддийскую церковь в полный контроль от государства. Лишние государственные институты, не предусмотренные законодательством, но созданные для кого-нибудь как альтернативный орган управления, куда можно было попасть в обход ранговой системы – все это устранялось.

В 781 году императором становится Камму, определенно не без помощи своего тестя из Фудзивара. Вообще, он был скорее альтернативным кандидатом, главным наследником должен был стать принц Осабэ, который был сыном Конин, но, с другой стороны, через мать, он был потомком Сёму, то есть потомком линии Темму. Хотя основной линией, все же, считалась линия отца, видимо прямая линия Темму настолько утомила Фудзивар, что все хором выступили против этой потрясающей идеи, и обвинив его мать в какой-то чепухе, его сослали подальше. А наследником стал собственно будущий император Камму.

Он был очень деятельным правителем, и правил во многом самостоятельно. Он занимался укреплением центральной власти и пытался остановить эрозию государства, основывающегося на законах. Также от отменил рекрутский набор в армию, сделав набор избирательным, из сыновей знатных домов, при этом вся армия теперь составляла около 3 тысяч человек. Наверное, стоит напомнить, что рекрутская армия также не была мобилизована всегда, и собиралась из рекрутов только по необходимости, а в основном постоянно действующие силы были также крайне немногочисленны.

И самое главное, он продолжил политику борьбы с буддизмом в политике, и это была одна из причин, почему он принял решение о переносе столицы в Хэйан. Не единственная причина, впрочем – их было много, ситуация в стране была не безоблачной, система землепользования работала плохо, сильные дома только интриговали. И вот в 794 году двор был перенесен в провинцию Ямасиро, где и началось строительство новой столицы.

;