История Японии: Токугава Иэясу - 20 лет борьбы и 2 года был Сёгуном!

В 1592 году Хидэёси начал Корейскую войну, продлившуюся 6 лет и закончившуюся для Японии поражением. В это время Токугава Иэясу укреплял свои владения и превращал Эдо в оживленный город. Они оба были соперниками, которые боролись за власть после смерти их старшего товарища Ода Нобунага. Иэясу проиграл эту борьбу, и вероятно не смог смириться с тем, что власть перешла в руки человека низкого социального происхождения, однако он выстраивал отношения с Хидэеси трезва оценивая сложившуюся ситуацию. Последний же с тревогой глядел на усиливающегося Иэясу, и незадолго до смерти составил завещание, где призвал вассалов быть верными его сыну, Хидэёри. В 1598 году он умер.

Хидэёси не был сегуном, из-за своего низкого происхождения он отказался принимать этот титул, и отсутствие внятного наследуемого титула осложняло ситуацию для его сына, ведь сразу после смерти даймэ активно включились в борьбу за власть. Да, это уже не было государство, состоящее из независимых княжеств, это было единое государство, но кланы внутри этого государства никуда не делись, как в старые добрые времена, еще до сэнгоку дзидай. Первое время Маэда Тосииэ, один из пяти человек, которым Хидэёси доверил судьбу сына, поддерживал баланс сил, он был достаточно влиятельным человеком, которые мог бы в принципе претендовать на первые роли в государстве, но он умер в 1599 году. Но еще при жизни ему начала складываться оппозиция, в составе коалиции Исида Мицунари, Кониси Юкинага, Укита Хидэнэ, Тесокабэ Моритика, Мори Тэрумото, Симадзу Тадамори… Иэясу основательно готовился, понимая неизбежность столкновения с этими прекрасными людьми.

Иэясу, как и многие другое даймэ, стремился по максимуму использовать свои земли, и упорядочивал на них уплату налогов крестьянами, кто и сколько солдат должен был поставлять, а также наказывал за просрочку платежей. Это все повышало эксплуатацию крестьян, но повышало и силу самого Иэясу. Летом 1599 года он перешел к решительным действиям, и отправил 180 писем 108 даймэ, из которых 99 вступили с ним в союз и оказывали ему реальную помощь. Другие даймэ приняли сторону Исида Мицунари. При этом Иэясу хорошо подготовился, лучше организовал свои военные силы, составил план действий. Мицунари же наоборот плохо представлял даже то, сколько сил у него будет и какие даймэ окажут ему реальную помощь. Это могло привести только к одному, Мицунари проиграл, его замок был взят, а сам он казнен. Другие союзники Мицунари были наказаны кто ссылкой, у кого просто отобрали земли.

Но не смотря на полную победу в борьбе за власть ситуация в стране не была спокойной. Теперь началась борьба с даймэ, которая проходила более мирными методами, но от этого была не менее напряженной. Так у Уэсуги Кагэкацу он отобрал его хорошие доходные владения и выдал его другие, с низким доходом, тем самым ослабив его. На отобранные хорошие владения он переселил своего зятя, Гамо Хидэюки. Так он поступал и с другими своими потенциальными противниками. Награждал же хорошими доходными, а главное отобранными землями он своих союзников. Так всего у 87 даймэ было отобрано земель с доходом в 4,14 млн коку. Напомню, что 1 коку риса – это количество риса, достаточное взрослому человеку чтобы питаться целый год.

А главное, что между всеми даймами была проведена черта – те, кто боролся против него получили название Тодзама Даймэ, или посторонние даймэ, и теперь они больше не могли занимать никакие государственные должности, его союзники же – фудай даймэ, наоборот получали все должности, привилегии и хорошие земли. Ирония – через 200 лет именно из рядов Тодзама Даймэ выйдут деятели антисегунской коалиции, и именно они станут костяком правительства Мэйдзи.

Еще в феврале 1602 года императорский двор выдвинул инициативу начать приготовления к провозглашению Иэясу главой дома Минамото, что и давало ему возможность стать сегуном. Ни Ода Нобунага, ни Тоётоми Хидэеси не были Сегунами в силу своего происхождения, Токугава имел правильное происхождение, его предки были связанны с домом Минамото через семью Нитта. В принципе это седьмая вода на киселе, но в условиях, когда речь идет о самом влиятельном и могущественном человеке в стране – это уже нормальная такая связь! 12 февраля 1603 года прошла церемония провозглашения его сегуном. Император, как к этому моменту уже давно было принято, не обладал никакой реальной властью, страной фактически управлял Иэясу, император лишь служил ритуальную функцию. Но такую формальность, как назначение сегуном, должен был сделать император. Это был целый ряд церемоний, когда сначала представители двора приехали к Иэясу и объявили ему об этом, Иэясу в ответ отправил подарки во дворец, а через какое-то время сам прибыл туда получать поздравления, а после этого принцы и придворные из дворца в знак благодарности за подарки посетили Иэясу, эти все торжественные мероприятия длились неделями. Еще одним шагом, который предпринял Иэясу чтобы отдалить императора от власти был перенос ставки сегуна в Эдо. До этого ставка сегуна находилась в Киото в районе Муромати, по этому названию называют и период второго сёгуната. Поэтому даже для Нобунага и Иэясу, и других даймэ, Киото был центром и олицетворением власти.

Иэясу же разместил свою ставку в районе Канто, в своей резиденции в Эдо, куда он был фактически сослан Хидэёси, поэтому период правления сегунов токугава называют еще и периодом Эдо. Кстати, Минамото когда-то разместил свою ставку также в районе Канто, недалеко от будущего Эдо. Иэясу привлекал в Эдо искусных ремесленников, ученых, художников, писателей, он уделял большое значение и сбору старинных рукописей, созданию библиотек. Озаботился он и тем, чтоб был создан отдельный департамент, в котором штат монахов занимался переписыванием истории даймэ. Ну, не в смысле переписывал изменял, а в смысле копировали истории даймэ. Город превращался в культурный центр.

Если говорить о социальной политике Токугава, то результатом его победы стала неожиданная привилегия. Еще недавно, когда Хидэёси переселил его в новый район, это воспринималось как ссылка, хотя район и был лучше, чем предыдущий. Просто появилась необходимость налаживать связи уже на новом месте. Теперь же он свободно манипулировал владениями вассалов: уменьшал и отбирал, дарил и перемещал. Даймэ были оторваны от своих корней, и могли лишиться вассалов. Это все позволяло держать их под контролем. Ведь у тебя не будет вредного желания отложиться от государства со своим княжеством, если ты сам приехал в это княжество 5 минут назад.

Еще теперь они должны были каждый год появляться в Эдо, особенно он в этом плане напрягал тодзама даймэ, которых он еще считал опасными, что бы они не успевали плести интриг он постоянно их чем-нибудь напрягал. Он требовал от их княжеств предоставления рабочей силы, отвлекая крестьян от работы, заставлял их организовывать ремонтные работы дорог и замков на его землях, укреплением берегов рек. Они чаще других и исполняли свою воинскую повинность. В общем, он руководил ими по принципу «чем бы самурай не занимался, лишь бы заебался».

Токугава Иэясу подчинил своему непосредственному управлению главные города и конфискованные рудники и лесные угодья, а за рудниками, находящимися на территории даймэ усилил контроль, обложив их налогом. Он хотел упорядочить денежное обращение в стране, и в связи с этим открыл несколько монетных дворов: в Сумпу, Осака, Нагасаки. В результате этой деятельности, после смерти Иэясу в кладовых замка Сумпу было обнаружено огромное количество денег: 47 ящиков золотых монет, около 5000 ящиков серебряных и 55 ящиков медных, общее наследство, оставленное им своим 4 сыновьям оценивается в 2 млн рё. Но деньги он накапливал, рассчитывая расширить внешнюю торговлю – в быту он был скромен, к чему призывал и остальных.

Токугава Иэясу внимательно следил за уплатой налогов, но следил он не только за своевременной уплатой, но и за тем, чтобы не было чрезмерного обложения в тех местах, где заплатить высокие налоги было невозможным. Длительный период междоусобных войн самым негативным образом повлиял на сельское хозяйство, частое отвлечение крестьян на выполнение дополнительных повинностей, военные налоги и сбор дополнительного продовольствия для армии – это все сделало сельское хозяйство начала 17 века малопродуктивным, поэтому Иэясу и вынужден был установить достаточно низкие налоги.

Это давало основание считать, что при Иэясу было гуманное правление, хотя при его дворе считали, что крестьянину нужно оставлять столько зерна, чтобы тот не помер. Просто, возможности у крестьян были настолько скромными, что любой превышение этих налогов уже приводило к бунту, еще и поэтому, а не только из-за контроля Иэясу, даймэ не взимали больше налогов, чем положено.

Не смотря на то, что огнестрельное оружие уже давно начало производиться внутри страны, все же это оружие было одной из самых главных статей торговли между Японией и Европейцами, еще одной статьей торговли был китайский шелк, который Японцы тогда еще не могли в нужных количествах покупать напрямую из Китая. Во-первых, отношения с Китаем тогда были сильно испорчены пиратами и корейской войной, а во-вторых, на этом неплохо зарабатывали португальцы, которые всячески мешали налаживанию отношений между Японией и Китаем. Из Японии португальцы вывозили золото и серебро, на эти деньги в Китае покупали товары, на сдачу жили. Японцам эта торговля также нужна была, поэтому, когда изгоняли христианских миссионеров в 1587 году, специально оговаривали право европейцев беспрепятственно продолжать торговлю.

Иэясу также старался не чинить препятствий торговцам, так как это была статья дохода бакуфу. Развивалось и Японское мореплавание. Еще недавно, в Корейской войне, единственный опыт мореплавания, на который могли опираться Японцы был опыт их пиратов, кошмаривших побережья Кореи и Китая. И флот Японцев, и их действия на море были очень неуклюжи, в связи с этим. Но теперь Японцы поддерживали связи с народами 16 стран, и Японские корабли даже пересекали тихий океан. Однако, Японцы понимали, что для серьезного океанического плавания они еще не готовы, их небольшие и плоскодонные суденышки были мало пригодны к этому. И тут, в 1600 году судьба забрасывает в Японию англичанина Адамса, который стал помощником Иэясу. Именно Адамс, который хоть и не был корабелом, но по настойчивой просьбе Иэясу построил для Японцев большой корабль. Иэясу отдавал себе отчет в том, что его страна довольно сильно отстала от Европейцев в некоторых аспектах. Тем не менее, он продолжает оказывать давление на распространение христианства, в первую очередь потому, что европейские миссионеры с помощью новообращенных в христианство Японцев стремились вмешаться во внутренние дела страны. К тому же постепенно налаживалась и прямая торговля с Китаем, и посредничество европейцев постепенно не стало так остро необходимо Японии.

Непосредственно Сегуном Токугава Иэясу был не долго, уже в 1605 году он отказался от титула в пользу своего сына Хитэтада, чем закрепил пост сёгуна за домом Токугава. Сам Иэясу удалился в Сумпу, где жил уединенно, изучал историю… но это было лишь формально, на самом деле ни одно серьезное решение по-прежнему не принималось без его участия. Как и императоры в прежние времена, он хотел освободить себя от текущих обязанностей, сосредоточившись на будущей политике. При Иэясу усиливается неоконфуцианство, которого он сам и придерживался, а вернее – Чжусианство, по имени Китайского философа 12 века Чжу Си. Иэясу нахватался этих идей у крупного ученого своего времени Фудзивара Сэйка. Иэясу, придя к власти, решил установить порядки в государстве в соответствии с Нео конфуцианской моделью, взятой из Китайской практики, но измененной местными мыслителями в соответствии с местной спецификой.

При этом еще не была окончательно определена и сформирована административная структура сёгунского правительства, существовала еще и проблема политического контроля над императором и его двором, буддийскими и синтоистскими храмами. Но не давала покоя Иэясу и мысль об сыне Хидэёси, Хидэёри. По мере того, как сын взрослел, некоторые даймэ в разной форме начали оказывать ему поддержку, что в перспективе, после смерти Иэясу, могло вылиться в очередной передел власти и неплохой такой раскол внутри страны, в очередной раз. Хидэёри обитал в Осакском замке, вместе с матерью, и в 1615 году Иэясу захватил этот замок и разрушил его, а самого Хидэёри казнил. Этим он избавился от последнего человека, вокруг которого могли концентрироваться его враги.

В январе 1616 года, после возвращения с охоты, Иэясу слег, но он успел перед смертью дать много полезных советов своему сыну, касающихся управления страной. Также он успел оставить завещания и распорядиться по своим похоронам. Его останки следовало предать земле на горе Куно, а табличку с посмертным именем и датой смерти поставить в храме ДайДзюдзи в провинции Микава. Его посмертное имя – Тоси Дайгонгэн. Умер он 17 апреля 1616 года. Своим наследникам он оставил огромные владения, золотые и серебряные рудники. Дом Токугава был самым богатым с Японии. Оставил он и завещание, но оно не дошло до нас в изначальном виде, а уже с правками.

Для Японии Иэясу был выдающейся политической фигурой, именно он поставил точку в междоусобной борьбе и обеспечил в стране мир на долго, что обеспечило саму возможность быстрого экономического развития 17 века.

;