Шан Ян

Происхождение

И вот только сейчас мы наконец дошли до того человека, которого считают основателем легизма, хотя, как видим, и до него уже были сформулированы и даже воплощались на практике главные идеи легизма. Кем же был он и что он привнёс в школу? Он был выходцем из сословия книжников, из обедневшей аристократической семьи из царства Вэй. Как это как правило происходит в истории на востоке, Шан Ян — это не его имя, полученное при рождении, но мы все-таки знаем его так, так его и продолжим называть. Он предложил радикальные реформы правителю Вэй, но получил отказ, после чего в 361 году до нашей эры отправился в Цинь, где в этот момент правил Сяо Гун, которому идеи Шан Яна пришлись по душе.

Идеи - сельское хозяйство

Что же конкретно предлагал Шан Ян? Самое главное, чему он отводил самую важную роль в своей деятельности, было сельское хозяйство. Его проект перестройки всего государства был поставлен в зависимость от решения зерновой проблемы. Перед правителем от ставил задачу накопления больших запасов продовольствия для содержания большого количества чиновников и ведения завоевательных войн.

А если учитывать планы по замене старого аристократического управления государством на новое, опирающееся на бюрократический аппарат, который находится на содержании государства, зерна требовалось действительно много. Шан Ян подчеркивал, что «государство добивается процветания при помощи двух средств: земледелия и войны».

И важную роль в этом играло упорядочивание законов и правил, касающихся сельского хозяйства. Земли поднебесной того периода были очень часто запущены, так как крестьяне покидали их, из-за разорения или произвола чиновников и феодальных элит. Требовалось ввести единые правила сбора налога, желательно в зависимости от урожая, а также выполнения трудовых повинностей - с одной стороны, с другой стороны обуздать чиновников, сделав их не феодальными управляющими своими наделами, а просто государственными служащими, выполняющими конкретную функцию. Это было важным элементом борьбы против аристократических элит.

Что касается самих ушедших с земли крестьян, как и многие прото-легисты в других княжествах до него, он был обеспокоен последствиями разложения свободного общинного крестьянства и хотел вернуть крестьян в поля, остановить разорение крестьянских хозяйств и бегство крестьян в города. Для этого он планировал законсервировать общину и запретить выход из нее беднякам, которые могли уйти в город или податься в наемные работники или рабы к богатым землевладельцам, чиновникам-землевладельцам или к аристократии. Всех этих людей разложение общины только усиливало, земли концентрировались у них, к ним же шли и бедные крестьяне.

При этом, чтобы вернуть крестьян в поля нужна была земля, а решиться на экспроприацию земли крупных землевладельцев Шан Ян не решался, так как они зачастую выступали союзниками правителя и Шан Яна в борьбе против родовой аристократии.

Но, с другой стороны, Цинь много присоединяло к себе варварских земель, в государстве было много не освоенной, но пригодной для ведения сельского хозяйства земли, которую таки нужно было осваивать. И он предлагал осваивать целинные земли, на которые можно возвращать безземельных или зависимых ранее крестьян. Также, для этого в том числе привлекали колонистов из других княжеств, особенно старых внутренних, которые были значительно перенаселены.

Идеи - экономика

С торговцами и ростовщиками же Шан Ян, наоборот, борется. Он предлагает экономическими рычагами ограничить частную торговлю, особенно зерном, на чем наживались спекулянты, скупая зерно дешево в урожайные годы, и продавая дорого в неурожайные. Он предлагал заняться тем же самым государству, но не спекулируя ценами, а наоборот, смягчая изменения цен. То есть, чтобы в урожайные годы цены чрезмерно не падали, а в не урожайные слишком сильно не росли. Эти же меры отобьют у спекулянтов прибыли и желание заниматься торговлей.

Также Шан Ян предлагает существенно повысить пошлины на продажи товаров. При этом он не выступает за полный запрет торговли, он отводит торговле роль распространения товаров и доставки их от производителя до потребителя. Но не более того, любой спекулятивный элемент из торговли он хочет искоренить, а торговцев не должно быть слишком много, так как это не создает конкуренции между ними, а говорит, скорее, о некоем спекулятивном элементе, который привлекает их легким заработком.

Заслуживает внимания и предложение о введении государственной монополии на разработку природных богатств. Сюда входят как водоемы, так и горы и полезные ресурсы. Таким образом Шан Ян хотел исключить возможность получения кем-то пассивного дохода, когда, например, частное лицо могло владеть водоемом и просто собирать деньги за пользование им. Зарабатывать все должны были только своим трудом, и желательно – сельским хозяйством.

Не редко можно услышать, что к нежелательным и даже вредным элементам относились и ремесленники. Это сомнительная мысль, поскольку уже в то время государство не могло существовать на одном сельском хозяйстве, продукция ремесла требовалась везде, и в дворце правителя, и особенно в армии, которая нужна была легистам.

Идеи - закон

В политической части своей программы, Шан Ян полемизирует с Конфуцианцами. Он критикует их образ правителя, как нереальный, считая, что человеколюбивый правитель не может заставить других быть человеколюбивыми, а справедливый правитель не способен заставить других быть справедливыми. Напомню, что в Конфуцианстве сила личного примера играет важную роль, и заставить людей быть правильными нужно силой своего примера.

В свою очередь, наследуя идеи предыдущих законников, Шан Ян выступает за абсолютную власть монарха и ограничение власти аристократии через законы, единые для всех, кроме правителя. Нет, он, конечно, призывает правителя соблюдать собственные законы, однако он даже мысли не допускает о том, что кто-то может наказать или сместить правителя за несоблюдение законов.

И при этом он тут же сам впадал в идеализм, считая, что просто сформулированные и понятные простым жителям законы будут работать только по факту своего существования. То есть, если придумать закон, по которому мерой наказания будет смертная казнь, и достаточно просто и доступно всем его сформулировать и до всех донести, то казнить никого не придется – люди сами будут соблюдать закон и не будут его нарушать.

Еще одной спецификой предлагаемой Шан Яном системы было то, что с помощью закона он устанавливал прямую связь между простым крестьянином и правителем. Это позволяет бороться со злоупотреблением на местах, когда крестьянин, видя незаконность деятельности чиновников – он может обратиться к чиновнику выше. Эта забота об интересах народа связана в первую очередь с необходимостью контролировать чиновников и власть на местах, чтобы избежать проблем с ними, бунтов и сепаратистских настроений среди элит.

Это полностью противоречит традиционной системе, более иерархичной, или становящейся феодальной системе, где власть на местах принадлежит местным правителям, или конфуцианской системе, где вся трактовка правил остается за элитами, а крестьяне могут лишь соблюдать спущенные на них сверху правила в соответствии с трактовкой местной власти.

Считается, что Шан Ян отвергал связь, между мерой наказания и тяжестью содеянного –необходимо жестоко карать даже за малейшее нарушение приказов царя. При этом сложно утверждать, что такая мера была реализована на практике, поскольку в истории есть факты, противоречащие этому. Возможно. это или более поздняя приписка, или эта идея была отвергнута самим Шан Яном.

А для лучшего контроля, была введена система круговой поруки, когда за твои преступления отвечали все, твои родственники, соседи, коллеги. Это было противопоставлением Конфуцианству, по которому человек не должен доносить вообще. Более того, в общинах, которые до этого исполняли судебную функцию, доносить за пределы общины о том, что происходит внутри просто было не принято, и круговая порука была в большей степени попыткой сломать это.

Исполнять же все должно чиновничество, преданное царю. Любой человек теоретически мог стать таким чиновником, тогда бывший крестьянин будет благодарен царю за свое нынешнее благополучие, и будет верно ему служить.

Идеи - бюрократия

Аристократия занимала свою позицию и играла ту роль, которую играла в первую очередь благодаря наследственной передаче административных должностей и рангов знатности. Это и была законная основа феодализма в поднебесной того периода, поскольку существенных правовых различий между правителем государства в государстве, и аристократичным правителем какого-то региона в его регионе не было.

Более того, раз должность управления каким-то регионом наследственная, как и ранг знатности, эти люди не особо зависели от правителя, и в определенный момент могли воспринимать себя, как независимых правителей самостоятельных государств. Как это регулярно происходило в период сражающихся царств.

Для борьбы с этим нужно было принять другую систему передачи рангов знатности и административных постов. Не по наследству, а по некоему иному принципу. Фактически назначаться на важные посты и получать ранги знатности должны были люди, не являющиеся представителями аристократии. Это рождало некоторые социальные лифты.

При этом Шан Ян выступал за принцип равных возможностей, когда стать чиновником мог кто угодно. Естественно, были тут и свои приоритеты, так предпочтение отдавалось служившим в армии людям, отличившимся в боях. Это стимулировало сразу два процесса, во-первых, люди охотнее шли в армию, воспринимая это как социальный лифт, а во-вторых, чиновниками становились люди, более преданные самому правителю, чем каким-то отдельным кланам.

Еще одним способом подняться была покупка должностей и рангов. Однако здесь в первую очередь имелась в виду покупка за сдачу достаточного количества излишков зерна, то есть купить могли наиболее богатые и продуктивные земледельцы, что, также, способствовало развитию сельского хозяйства, как основы экономики страны в то время. Сдача большого количества зерна даже приравнивалась к воинской доблести.

Одновременно, члены знатных домов, не имевшие воинских заслуг, не могли быть внесены в списки знати. Вероятно, здесь все же имелось в виду внесение тех, кто не был в этих списках ранее, то есть детей знатных домов. Они ограничивались в первую очередь в роскоши: размерах полей, количестве домов и слуг, одежде – даже если имели деньги на все это. Имевшие же заслуги имели право на роскошь в соответствии со своим рангом.

Идея – образование и культура

При этом, наличие социальных лифтов, и принцип «равных возможностей» при выдвижении людей на должности чиновников, на которых представителей родовой аристократии и богатых семей планировали заменить более контролируемыми царем представителями низших классов, говорят о том, что в том или ином виде образование было доступно людям. И рассказы о том, что всех он держал в черном тебе без образования и культуры, вероятнее всего, поздние преувеличения. Но доля правды тут есть, Шан Ян не любил гуманитарное образование, и в особенности Конфуцианцев.

Шан Ян выступил как ярый противник культуры во всех ее проявлениях. Легист призывал уничтожить книги, музыку, нормы этики конфуцианцев, почитание старых порядков, к тому, от чего нужно избавляться, он причислял и стремление беспечно жить на склоне лет, пристрастие к роскоши, красивой одежде и вкусной пище, стяжательство, пренебрежение своими обязанностями. Чтобы не обманываться, нужно понимать, что это все было доступно только аристократам или представителям богатых семей, с которыми легист и боролся. Простому народу и так это не было доступно.

При этом, если говорить о простом народе, то тут позиция Шан Яна была такой, что ничего не должно отвлекать крестьян от земледелия, и ничего не должно стоять между крестьянином и государством. Тут дело в том, что общество в то время только отходило от общинного строя, который был крайне склонен к скатыванию в феодализм, потому как крестьяне подчинялись не государственным чиновникам, или правителю, а главам общин, которые, в свою очередь, могли по тем или иным соображениям поддерживать не государство, а аристократические кланы. Поэтому, для создания полноценного централизованного государства общины в том виде нужно было разрушить. А для этого нужно было ограничить или запретить внутриобщинные культурные мероприятия, которые могли объединить людей вокруг общины.

Итоги

Идеи его не были новыми, но он был первым, кто смог полностью их реализовать, от и до, построив полноценную деспотию. Он явно недооценил роль чиновничества, когда оно достаточно укрепится, и в свое время это сыграет, конечно, однако он и не сталкивался с таким классом ранее, фактически создавая его. И в моменте реформы Шан Яна позволили государству достаточно усилиться, казна наполнилась, армия расширилась, аристократия потеряла прежнюю власть и во многом была заменена безликим серым чиновничеством.

Новые поля и больше крестьян обеспечивали страну едой. Естественно, это все легло тяжким бременем на крестьян, которые должны были еще больше работать и платить налоги, происходило усиление Цинь не только за счет торговцев и аристократов, хотя и они лишились своих сверх прибылей, наследственных привилегий и нетрудовых доходов, что все теперь шло в казну.

Но это дало свои плоды, и очень скоро армии царства Цинь не будет равных. Естественно, для всего этого требуется время, новые земли должны были быть освоены и заполнены крестьянами, реализован целый ряд важных экономических проектов и масштабных государственных строек, типа построения ирригационных систем для освоения новых целинных земель. Потребуется несколько десятилетий, чтобы значительно усилилась армия Цинь, и почти век, чтобы она стала достаточно сильной, для покорения поднебесной. Но все достижения знаменитого Ин Чжена, работавшего Цинь Шихуанди, являются прямым следствием реформ Шан Яна.

;